В Харьковской области делят границы: согласны не все

37018

Вместо эпиграфа

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один…

Грядущий административно-территориальный передел в Харьковской области вызвал некоторые легкие сомнения у представителей ряда городских и поселковых громад. Сокращение количество районов приведет к тому, что два десятка городов и поселков утратят статус районных центров.

Напомним, по планам реформаторов в регионе вместо 27 районов должно появиться 7 с центрами в городах:

  • Изюм;
  • Красноград;
  • Купянск;
  • Лозовая;
  • Люботин;
  • Харьков;
  • Чугуев.

«Бои» местного значения

С подобным вариантом передела согласны не все. Или как сказал бы один из известных ораторов современности, «не только лишь все».

Народный депутат от 180-го округа заявляет:

«Я - за укрупненный Богодуховский район с центром в Богодухове! На сегодняшней сессии Богодуховского районного совета я четко услышал мнение жителей местной громады, поэтому буду отстаивать это мнение и доносить его до Министерства развития громад и территорий, своих коллег по парламенту…»

Выступать против реформы в принципе – опасно. Прослывешь ретроградом, а то и реваншистом. Но и не реагировать нельзя, так как горожане на уровне подсознания понимают: что-то здесь не так. Предшествующий опыт нововведений приучил: ничего хорошего не будет. Хуже – может быть. Лучше? Тоже, в принципе, может быть, но пока почему-то не бывало…

Зачем нужен передел границ в Харьковской области

По планам правящей партии и правительства, центром района должен стать Люботин. Помимо Богодухова не у дел останутся Валки, Золочев, Краснокутск, Коломак, ранее также имевшие статус райцентров.

Похожее соперничество намечается между Новой Водолагой и Красноградом.

Местный активист Виктор Слыш выдвинул идею, чтобы центром Красноградского укрупненного района стала Новая Водолага (а район, соответственно, Нововодолажским).

Подобные состязания по перетягиванию одеяла отнюдь не являются особенностью Харьковского региона. В Киевской области «сражения» за статус ведутся с гораздо большей интенсивностью на уровне местных советов и нардепов-мажоритарщиков.

Что с реформой не так?

Возможно, еще не все осознали красоту реформы в полной мере (не исключено, что и просто махнули рукой – будет и будет), но кое-какой повод для беспокойства существует.

Утрата статуса районных центров вряд ли будет способствовать стремительному социальному и инфраструктурному развитию. Хотя обратные процессы, если исходить из доминирующих на сегодняшний день социально-экономических тенденций, возможны и весьма.

Административная реформа практически идеально сочетается со вторым этапом медицинской реформы, заточенным под радикальное сокращение центров предоставления вторичной медицинской помощи. Если ранее в области было 27 районных больниц, то теперь статус районных останется у 7-ми медицинских учреждений. То есть появляется аргументированная возможность остальные медучреждения немного подсократить. А то и ликвидировать вовсе.

Аналогичная ситуация может сложиться и в сфере образования. Несколько лет назад была начата работа по созданию так называемых опорных школ, суть которой сводилась буквально к следующему: сельские школы ликвидировать, а детей возить на школьных автобусах в райцентр. Схема нехитрая, малозатратная, и даже не лишенная смысла при наличии дорог и надежных безопасных автобусов. Но так как два последних пункта выполняются на «тройку с минусом» (если что-то похожее на школьный автобус еще можно предъявить, то дороги отсутствуют от слова совсем), то кроме дополнительных неудобств гражданам подобная оптимизация ничего не несет.

После укрупнения районов появляется возможность к созданию еще более опорных школ, нежели ранее. Например, почему бы вышестоящему руководству не задуматься о том, чтобы, к примеру, школы в Коломаке закрыть (поселок-то не большой), а школьников возить в районный центр Люботин. 70 километров – расстояние небольшое, час пути при благоприятных погодных условиях.

Если ранее в райцентрах асфальтировали хотя бы участки перед районными администрациями, то после проведения территориальной реформы такая необходимость может отпасть. Ведь развитие не только всей страны в целом, но и каждого района осуществляется в режиме жесткой экономии.

И наконец, пока никто не объяснил, как будет организован процесс предоставления столь важных для граждан административных услуг, так как правило «…а с бумажкой - человек» еще никто не отменял. Будет ли донесена административная благодать до сел и поселков, или за ней придется ездить за тридевять земель на перекладных, так как над организацией транспортного сообщения тоже повисает целый ряд вопросов.

***

При том радикальном расхождении любых теоретических выкладок с их практической реализацией, которое наблюдается в реформаторской деятельности в течение последних 6-ти лет, целесообразно было бы новый административно-территориальный уклад опробовать на парочке регионов, вызвавшихся добровольно. Ближайшие 3-4 года наглядно продемонстрировали бы все преимущества и недостатки новой системы. Но видимо, задача достижения именно позитивного результата на современном этапе не ставится. Действительно существуют такие сферы проявления человеческой активности, в которых процесс считается важнее или же интереснее результата. Не исключено, что это – одна и них.

Екатерина Павловская