Выборы в райсоветы под угрозой срыва. Что ожидает Харьковщину

1840
Почему затягивают выборы депутатов в райсоветы и чем обернется для харьковчан и жителей области их неизбрание в этом году.

Центральная избирательная комиссия Украины (ЦИК) еще 8 августа назначила на 25 октября 2020 года выборы депутатов сельских, поселковых, городских советов территориальных громад и соответствующих голов. А вот выборы в новые районные советы зависли в воздухе.

15 августа - последняя дата, когда ЦИК еще может назначить выборы в районные советы одновременно с другими местными выборами 25 октября. В противном случае они состоятся в следующем году.

Украинская ассоциация районных и областных советов уже обнародовала обращение к руководству страны, в котором излагает все риски, с которыми может столкнуться Украина, не избрав райсоветы. Об этом заявил председатель Харьковского областного совета, президент Украинской ассоциации районных и областных советов Сергей Чернов.

Почему затягивают выборы депутатов в райсоветы и чем обернется для харьковчан и жителей области их неизбрание в этом году? «Город Х» интересовался мнением экспертов в вопросах местного самоуправления и административно-территориального устройства.

Патовая ситуация

Если 25 октября выборы в райсоветы не состоятся - это будет нарушением Конституции. Так считает советник по юридическим вопросам гражданской сети «Опора» Павел Романюк. По его мнению, «ситуация патовая, и все должны оперативно отреагировать».

«Эти проблемы возникли, потому что законодатель сначала изменил административно-территориальное законодательство, а затем изменил избирательное законодательство, но не изменил Конституцию. И, поскольку эти изменения не системные, это вызывает несогласованность», - заявил юрист «Суспільному».

О непредсказуемых последствиях для всей страны в случае непроведения выборов в райсоветы предупредил и президент Украинской ассоциации районных и областных советов Сергей Чернов.

По его словам, суть проблемы в том, что Конституция закрепила за районными советами ряд полномочий, которые никто не отменил. И если районы будут ликвидированы, то некому будет предоставлять услуги, в том числе жилищно-коммунальные, медицинские, образовательные и другие.

«Районные советы не только управляют общим имуществом территориальных громад, они являются его владельцем, а также основателем значительного количества коммунальных предприятий. И если последние будут ликвидированы, то кто будет предоставлять услуги? Это и котельные, снабжающие дома, у них есть соответствующие соглашения на поставку угля и газа, там же кредиторская задолженность перед НАК "Нафтогаз України" и другими структурами. Это и огромные по размеру районные больницы. Райсоветы содержат эти помещения, отапливают, охраняют, ремонтируют. Спортивные комплексы, музеи, памятники архитектуры, свалки и так далее», - считает председатель облсовета.

Он также предупреждает оппонентов, которые не видят угрозы в ликвидации районов, потому что считают, что все имущество (больницы, школы и т.д. ) заберут на свой баланс громады.

«Оппоненты мне говорят, что передача имущества произойдет мгновенно - за одну ночь громады заберут себе на баланс это имущество и будут предоставлять людям услуги. Я хочу ошибаться, но я в это не верю. Вот уже шестой год идет объединение громад. И даже успешные, и самодостаточные не спешат брать себе на баланс больницы или другие объекты районной инфраструктуры, хотя налоговые поступления переданы именно на базовый уровень, в ОТГ», - аргументирует Чернов.

Кроме того, по его словам, на большей половине территории страны до сих пор не создавались громады и это тоже усугубляет ситуацию.

По мнению Чернова, ОТГ еще неготовы к новым функциям: люди не собирались, не обсуждали разные позиции, не преодолевали вместе препятствия, много не понимают.

«55% процентов пойдут на выборы не в созданное юридическое лицо, а просто на территорию, которая определена Перспективным планом и утверждена Кабмином. Там ни руководители, ни люди, которые будут голосовать, не понимают, а что это такое объединенная громада, какие полномочия у руководителя», - говорит президент Украинской ассоциации районных и областных советов.

По его убеждению, громадам нужен переходной период для решения многих организационных вопросов - создания исполнительного органа ОТГ, налаживания его работы.

«На переходный период кто-то должен предоставлять услугу и содержать имущество, которое громада, возможно, и не собиралась забирать. Логично, если это будут районные советы. Считаю, они просто необходимы, пока ОТГ не станут по-настоящему жизнеспособны», - уверен Сергей Чернов.

На пороге двоевластия  

Непроведение новых выборов в райсоветы 25 октября - это продление полномочий всех старых райсоветов, которые будут дублировать полномочия ОТГ, - прогонозируют эксперты.

«Автоматически будут продолжены полномочия всех старых районных советов (ч.8 ст. 45 ЗУ «О местном самоуправлении»), поскольку районные советы не могут быть ликвидированы без внесения изменений в Конституцию Украины», - утверждает Сергей Чернов.

Более того, по его словам, 27 неликвидированных районов на Харьковщине будут работать с нарушением Конституции, в которой указано, что срок полномочий депутатов истекает после 5 лет пребывания в советах.

Чернов также прогнозирует нежелательное дублирование старыми райсоветами полномочий новосозданных ОТГ.

«В Харьковской области 15 будущих ОТГ на 100% поглотили территорию районов. И будет дублирование полномочий, как это сейчас происходит в Коломакском районе, где дублируют полномочия ОТГ и его исполкома райгосадминистрация и районный совет», - прокомментировал председатель облсовета.

Правовая коллизия или саботаж ЦИК?

Казалось бы, выход есть – объявить выборы и все. Однако, утверждает представитель «Опоры» Павел Романюк, согласно законодательству, первые выборы в новых 7 районах Харьковской области назначаются по обращению уполномоченного органа. При этом в законе не указано, какой это орган.

«В связи с этим ЦИК обратилась за разъяснением в профильный комитет Верховной Рады. Но есть нюанс: комитет не имеет полномочий давать разъяснения норм закона», - объясняет представитель «Опора» Павел Романюк.

По его словам, единственный законный путь решение проблемы - внести изменения в избирательный кодекс: либо конкретизировать понятие «уполномоченный орган», либо дать возможность ЦИК назначать выборы.

«Сейчас единственный конституционный путь - это внесение изменений в избирательный кодекс: либо конкретизировать или убрать эту норму», - считает Романюк.

В свою очередь, президент Украинских ассоциации районных и областных советов Сергей Чернов расценивает попытки ЦИК получить какие-то дополнительные разъяснения от Минрегиона или Комитета Верховной Рады Украины уклонением от выполнения собственных полномочий и политизации ЦИК.

«Призывы к непринятию решения об объявлении первых выборов в районные советы является попыткой втягивания ЦИК в политические процессы, что может привести к коллапсу местного самоуправления», - отметил Чернов и выразил надежду, что до конца этой недели ЦИК все же прислушивается к голосу местного самоуправления и, согласно действующей Конституции, назначит выборы в районные советы.

 

 

Читайте також: