В стратегию развития Харьковщины включили пункт детской паллиативной помощи. Теперь врачи-первопроходцы разрабатывают пошаговый план реализации этой стратегии.
«Многие ошибочно считают, что паллиативная помощь — это отказ от борьбы, отказ от пациента. Нет. Во-первых, мы все знаем случаи выздоровления больных, считавшихся паллиативными. Во-вторых, даже если жизни ребенку отведено немного, она должна быть максимально полноценной», - говорит педиатр Андрей Пеньков, член Наблюдательного совета при МОЗ по развитию программы детской паллиативной помощи, президент Украинско-немецкой медицинской ассоциации.
Доктор уверен: помимо избавления от физической боли и поддержания физиологических функций, больной ребенок должен быть максимально включен в жизнь. А для этого с ним и его семьей должны работать специалисты нескольких профилей: медики, подготовленные соцработники, педагоги, психологи и волонтеры.
«Из тех стран, чьи системы я изучал, нигде государство не финансирует паллиативную помощь на 100% само. К примеру, в Великобритании только 17% объема паллиативной помощи финансирует государство. Остальное — доноры, благотворительные структуры. В Германии на государстве лежит 60% обеспечения паллиатива, в США — 40%. Но при этом везде есть единая стратегия, принципы и программы», - утверждает Пеньков.
Медики считают, что необходимо внести изменения в нормативно-законодательную базу. Во-первых, увеличить сроки предоставления паллиативной помощи, ввести в закон отдельный раздел о детском паллиативе и отрегулировать нормативы предоставления наркотических обезболивающих для тяжелых больных.
На региональном уровне — создать команды паллиативной помощи на дому и открыть детский хоспис (на сегодня такой хоспис всего один на всю Украину и находится он в Ивано-Франковске).
К слову, уже есть решение о создании на базе Харьковского областного дома ребенка №1 Центра реабилитации и паллиативной помощи с услугой раннего вмешательства.