19 сентября. 2006 год. В начале века шла борьба за памятник известной харьковчанке Людмиле Гурченко.
Региональные СМИ распространили отрывки из письма знаменитой актрисы, в котором она просила памятника ей не ставить. Текст завершался фразой «Прощай, любимый город». Ходили упорные слухи, что актриса обиделась, то ли на городское руководство, то ли на горожан в целом из-за неопределенной ситуации с установкой ей памятника работы скульптора Сейфаддина Гурбанова.
Впрочем, из письма следовало, что «непростые отношения» с горожанами уходят корнями еще в 1950-е.
«На многочисленные звонки газет, ТВ и радио о том, ЧТО я чувствую, что думаю, что могу сказать про памятник... «А может, Вы хотели, чтобы Вас изобразили птицей в полете?» - просто не знала, что и отвечать...
Я сразу отказалась от такого подарка. Подарка, очевидно, к моему юбилею, потому что был звонок: «Харьковчане хотят Вам сделать подарок!» Разве о подарке расспрашивают или нужно согласие? Подарок просто дарят. Или НЕ дарят», - писала Гурченко.
Впрочем, из письма следовало, что «непростые отношения» с горожанами уходят корнями еще в 1950-е:
«Но я не просто так отказалась. С Харьковом, моим родным городом, давно сложились ох какие не простые отношения. Взрыв-успех «Карнавальной ночи»! Кто такая?! Откуда? Да какая-то выскочка с Клочковской. «Выскочка»! У меня еще не было панциря для защиты и обороны. Я была просто убита... А потом уж пошли настоящие неприятности. Министр культуры сказал: «Фамилии такой не будет, сотрем в порошок!» И стерли. Но кому скажешь об истинных причинах такого уничтожения. Это были совсем другие годы. Нужно было помалкивать. И я не пошла ни на какие компромиссы с совестью. Это не мое. И вот тут-то я от родного города получила сполна. Десятки писем: «Как Вы смели! Вы опозорили наш город!» В Харькове я не была более 13-ти лет. И вдруг все это, вроде забытое, забальзамированное в памяти навсегда, в одно мгновение всколыхнулось, и я четко сказала: «Никаких памятников. Пожалуйста, прошу вас». Интуиция подсказала мне - не к добру все это. И она не ошиблась».
Памятник работы Гурбанова так и не был установлен. Уже после смерти Гурченко был изготовлен более пафосный монумент. Он был установлен в сквере на пересечении улицы Тринклера и проспекта Независимости.
19 сентября. 2011 год. Харьковчане – мастера на все руки. Житель Первой столицы одержал победу на конкурсе соляных скульптур. Чемпионат по изготовлению соляных скульптур проходил в Донецкой области и был приурочен 440-летию Артемовска.
По мнению жюри, лучшей стала работа Вячеслава Барышникова из Харькова, который изобразил Кота в сапогах и Людоеда. За победу скульптор получил приз - три тысячи гривен.