Почему не Валки? Почему Люботин? Передел Харьковской области

8219

В социальных сетях продолжаются дискуссии о формате проведения административно-территориальной реформы. Наиболее острые дебаты разворачиваются по поводу того, какие из населенных пунктов должны получить статус районных центров. Ведь количество районов в областях резко сократится.

Например, в Харьковской области планируется создание 7 районов вместо 27-ми. Например, возникают вопросы: посему Валки хотят лишить районного статуса, а Люботин данным статусом наделить? Почему крупный город Богодухов не попал в число «счастливчиков»? И так далее.

Появляется необходимость еще раз обратиться к базовым установкам, которые разработал Кабмин для грядущего территориального передела.

Итак.

Согласно методике Министерства развития громад и территорий Украины, к формированию районов выделялись следующие основные требования:

  • административным центром района должен быть город с населением не менее 50 тысяч (а в случае, если таких городов в районе несколько, то админцентром становится тот, где живет больше людей),
  • территория доступности для района определяется в 60 км (то есть, для самого дальнего села расстояние от райцентра не может быть больше, чем 60 км).
  • позволялось создать район с админцентром с населением не менее 10 тысяч и территорией доступности в 30 километров, если на территории будущего района нет более крупных городов.

В Харьковской области качестве районных центров предлагаются: Изюм, Красноград, Купянск, Лозовая, Люботин, Харьков и Чугуев.

В Харьковской области делят границы: согласны не все

Рассмотрим ситуацию на примере Люботинского района, который визуально выглядит наиболее спорным. 

В укрупненный район войдут бывшие Золочевский, Богодуховский, Краснокутский, Коломакский, Валковский районы и город областного значения Люботин.

Люботин – самый крупный по населению город (более 20 тысяч), но не наиболее удачно расположенный – на самой восточной границе района.

Например, от села Колонтаев до Люботина по трассе – минимум 94 километра, что не соответствует методичке Кабмина.

Наиболее выгодное географическое расположение у Богодухова – в самом центре будущего района. Но это не самый крупный город – 15 тыс. человек.

Валки – наименее подходящий вариант, так как и по населению город уступает конкурентам – около 9 тысяч жителей, и географическое положение города – не самое выгодное. Валки на юго-восточной окраине будущего района.

(Современные райцентры - Золочев, Краснокутск и Коломак не могут конкурировать с иными гипотетическими претендентами, поскольку не имеют статус города).

Как видим, ни один из городов не соответствует требованиям, разработанным кабинетом министров.

Для Богодухова соблюдается 60-километровая зона, но это не самый крупный город по населению. Для Люботина наоборот: самый крупный город, но не соблюдается критерий расстояния.

Зачем нужен передел границ в Харьковской области

Перед организаторами административно-территориальной реформы явно встала одна из традиционных для современного управленческого сектора задач – «впихнуть невпихуемое». Справедливости ради стоит отметить, что государственные топ-менеджеры нередко сами моделируют невыполнимые условия. Ведь разработанные Кабмином нормативы – это не закон природы, они могли быть составлены в гораздо более гибком варианте.

Если подходить к решению вопроса с точки зрения формальной логики, то Люботин следовало бы отнести к будущему укрупненному Харьковскому району. Создание нового райцентра напрашивается в Богодухове. То, что он уступает Люботину по количеству населения – временная ситуация. Статус центра объединенного района однозначно будет способствовать развитию бизнеса, инфраструктуры, медицинских и образовательных услуг, а следовательно, привлечет из окрестных населенных пунктов и часть населения. На такое стремительное развитие, которое пережили Нью-Васюки после гипотетического проведения международного шахматного турнира, рассчитывать, конечно же, не приходится.

Но кое-какие преимущества будущий райцентр может получить, иначе вообще не понятно, какой смысл в планируемых преобразованиях.

Мы категорически не отстаиваем интересы ни одного из городов, а просто рассматриваем географическую карту. Хотя, не факт, что знание географии для организаторов административной реформы является обязательным – у них может быть пакет собственной, не менее серьезной аргументации.

В последующих публикациях мы проследим, насколько в разработанную Кабинетом министра методику вписываются иные шесть районов, которые могут появиться на территории Харьковской области. 

Екатерина Павловская