Однопроцентные премьеры

2945

Скептически настроенные комментаторы еще во время финальной стадии апрельской премьериады предрекали сшиваемому из групповых лоскутков новому правительству оглушительный провал, оставляя открытым лишь вопрос о наступлении «Времени Ч».

Занесенному волной народного энтузиазма в премьерский кабинет Арсению Яценюку понадобилось порядка полутора лет, чтобы обвалить собственный рейтинг до 1%. На фоне надорвавшегося на реформах экс-премьера новоиспеченный глава Кабмина Владимир Гройсман вполне мог претендовать на статус относительно молодого перспективного политика. Но феноменальная стартовая скорость позволила ему добраться до однопроцентного уровня «папередника» за один квартал.

По данным исследований, проведенных Социологической группой «Рейтинг», 30% опрошенных полностью не одобряют деятельность Кабмина, что уже как бы намекает. 48% зависли между оценками «пациент скорее жив, чем мертв» и «пациент скорее мертв, чем жив». На 21% представителей электоральных масс усердие правящего кабинета настолько не произвели никакого впечатления, что они даже не смогли более-менее внятно сформулировать свое мнение по данному вопросу. И лишь 1% украинцев полностью одобряют деятельность Кабмина Владимира Гройсмана.

Минута юмора. Не исключено, что в недалеком будущем гении маркетинга запустят линейку кефиров под названием «Премьер-министр», что наполнит общение продавцов с покупателями не только текстом, но и подтекстом.

- Девушка, мне, пожалуйста, премьер-министра.

- Вам какого?

- Однопроцентного.

Списание крайней степени рейтингового падения правящего кабинета на непопулярные меры, например, на двукратное увеличение коммунальных тарифов, было бы результатом достаточно поверхностного взгляда на сущность проблемы, ибо не гигакалориями едиными жив человек, тем более что в летний период расплачиваться за них еще рановато.

Хромая коалиция и «правительство нелузеров»

Первые не то что шаги, а заявления представителей правительственного новообразования породили существенные подозрения в том, что новая команда окажется не более чем бюджетной версией «правительства камикадзе», а, следовательно, и ее полет будет осуществляться по аналогичной траектории. Буквальное копирование наличного творческого материала может быть успешными лишь в том в случае, если оно осуществляется на более высоком уровне исполнительского мастерства. Перенесенный же из областного драмтеатра на подмостки поселкового клуба спектакль, скорее всего, ждет зрительское равнодушие.

При совпадении риторики чуть более чем полностью передача с участием действующего премьера «Традиційний понеділковий Live з-під стін Кабміну» от бенефиса предшественника под названием «Десять минут с премьер-министром» отличается лишь отсутствием декораций и сведением репетиционного процесса к минимуму. Необходимые интонации доверительного тона общения с аудиторией так и не были найдены, что стимулирует включение Станиславского еще на начальной стадии проникновение звукового ряда в глубины сознания. Попытки же подложить более-менее вменяемую теоретическую базу под практические мероприятия лопаются с брызгами, натыкаясь на козырные вопросы настороженного обывателя: «Почему вы так решили?», «А с чего вы это взяли?» и «Кто вам такое сказал?»

У Владимира Гройсмана в политическом анамнезе не было заявлений о необходимости снижения тарифов как у Арсения Яценюка в суровые часы диктатуры, но он так и не нашел вменяемых объяснений, почему тарифы надо повышать. Рассказы о том, что увеличение коммунальных платежей является борьбой с коррупцией, изначально были обречены на высшую степень недопонимания, поскольку практически каждый более-менее самостоятельно мыслящий человек в стране понимает, что борьба с коррупцией – это: «Встать, суд идет, десять лет с конфискацией имущества».

Столь понравившаяся премьеру формула «покупали за копейки — за 2000 грн, продавали по 7000, а 4000-5000 просто клали себе в карман» фактически звучит как признание, что в пропрезидентской команде кроме членов Кабмина, которые уже задействованы, больше нет честных менеджеров, способных возглавить государственное добывающее предприятие и обеспечить продажу населению газа по 2000 грн, а руководители органов правопорядка не в состоянии сохранить народное достояние (статья 13 Конституции Украины) от расхищений. И не более.

Облачение премьера в тогу главного борца с коррупцией пока не вызывает должного мобилизующего эффекта. В секцию борцов не записался только ленивый – от экс-президента Грузии до младшего пожарного инспектора, так что заметить появление еще одного антикоррупционера это все равно, что выявить новое лицо в толпе китайцев.

Заявление, сделанное премьером во время традиционного «понедельничного Live» по мотивам задержания замминистра образования, «Я всім корупціонерам дав дуже чіткий посил – сяде, аж загуде. І вже починає гудіти!» резко контрастирует не только с окружающей действительностью, в которой гудит разве что ветер в карманах у пересічного громадянина, но и с оценкой заокеанских экспертов, авторитет которых в последнее время относится к разряду непререкаемого.

Чуть ли не в унисон с гудением Washington Times опубликовал статью о масштабах злоупотреблений в сфере госуправления с достаточно нелицеприятными оценками вроде «украинцы ждали от нового правительства более решительных мер в плане борьбы с коррупцией, но все, что они получили – это только призрачные перспективы проведения реформ».

Хитрый план Гройсмана

По данным издания, ежегодно около 12 миллиардов долларов исчезает из украинских активов, так как их выводят из страны по офшорным каналам, что как бы не есть хорошо, особенно на фоне отказа пропрезидентского большинства в Раде принять решение о создании тематической Временной следственной комиссии.

Переход в режим «Капитан очевидность» скорее сокращает премьерский рейтинговый багаж, нежели увеличивает. Последнее заседание Кабмина 13 июля показало, что политическая болезнь, симптомами которой является повторение трюизмов, стремительно прогрессирует. Далеко не факт, что для ретрансляции таких сообщений как «Повышение социальных стандартов в стране можно обеспечить только путем развития национальной экономики и борьбы с коррупцией», «Страна может тратить только столько, сколько зарабатывает» и «Наша задача - разрушить схемы, создать нормальные условия для развития экономики и бизнеса» обязательно необходимо возглавлять Кабмин. Вряд ли в стране найдутся люди, которые считают, что повышение социальных стандартов в стране можно обеспечить только путем разрушений национальной экономики и сворачивания борьбы с коррупцией. Всплеск митинговщины заметно пошел на убыль, поэтому эмоции от заявлений в стиле «Чтобы автомобиль работал, его надо починить» не выходят за рамки пожимания плечами. Грубо говоря, что нужно делать, знает абсолютно каждый. И только специалисты знают, как это нужно делать (собственно, именно поэтому их и называют специалистами). Но именно на стадии реализации намеченных планов все не так однозначно.

Когда, к примеру, министр социальной политики Андрей Рева, деятельность которого непосредственно отражается на народном доверии (вернее, недоверии) к его же шефу, выступает с репликами-мечтами «Представьте себе, что мы детинизируем экономику хотя бы на 10% - рост экономики будет не на 3%, а на 13 %», вспоминается адаптированная для детей версия поговорки: «Если бы у бабушки были усы…»

Если бы национальная сборная забила команде ФРГ пять мячей, то она бы выиграла 5-2. Но она не забила ни одного и проиграла 0-2. Аналогичная ерунда, очевидно, происходит и в светлом, и в теневом секторах экономики. В 2013 году в стране насчитывалось 24,3 миллиона налогоплательщиков, в середине 2015-го - 14,3 миллиона, по итогам первого полугодия 2016-го - 10,5 миллиона. А рейтинг у премьера – 1%. Это, как говорят в Одессе, мы вам привели пример из жизни.

Абсолютно грамотным шагом является применение технологии раздувания щек в сфере международного партнерства, особенно имея в арсенале столь замечательные информационные поводы как свежайшее (12 июля) подписание соглашения о зоне свободной торговли с Канадой. С учетом того, сколько место Канада занимает на географической карте, усилия представляются вполне впечатляющими, если не прикасаться к цифрам. Все портит статистика. Экспорт в Канаду в 2015 году составил 30,2 млн долларов, импорт из Канады - 206,3 млн долларов. То бишь, реальный результат едва ли оправдает десятую часть созданного вокруг него индустриального грохота. Благо основная масса потребителей информационного продукта этого не заметит.

При отсутствии перспектив выкарабкаться из рейтингового болота действующий премьер, тем не менее, имеет неплохие шансы досидеть, как минимум, до президентских выборов, если не будет принесен в жертву узкопартийным интересам в период обострения политического кризиса (летописцы рассказывают, что когда на Москве бузили стрельцы, им с крыльца царских палат сбрасывали пару бояр, на том дело и заканчивалось). Занимательно, что современную расстановку сил во властных эшелонах определили какие-то 0,3% (еще меньше, чем у действующего премьера ныне), которые в 2014 году пропрезидентский блок проиграл группе поддержки Яценюка. Удержи судьба Арсения Петровича от соблазна усидеть в премьерском кресле во что бы то ни стало, наверняка, сегодня уже он с 25-процентным рейтингом и легким налетом оппозиционности вырывал бы из рук Владимира Борисовича премьерский портфель, мотивируя решительность своих действий полнейшим политическим банкротством последнего.

Дмитрий Михайлов