Хромая коалиция и «правительство нелузеров»
Два дня с начала парламентской недели из Закулисья доносились тревожные вести, породившие в мятежных умах представителей экспертного сообщества сомнения в благополучном завершении премьериады.
Из анонсированных на 12 апреля конфигурационных изменений удалось лишь объявить о преодолении 226-мандатного барьера, что позволяло считать формально завершенным процесс, который оппозиционеры всех мастей называли тушкованием, а члены не менее пестрой провластной команды – работой над преодолением политического кризиса. Но оказалось, что святой для всех День космонавтики решили растянуть на целых три дня. 14-го экипаж звездолета под командованием пилота-камикадзе Арсения Яценюка благополучно приземлился в районе трибуны Верховной Рады. А экспедицию под руководством уже пару лет примерявшего на себя премьерский скафандр Владимира Гройсмана благополучно запустили на орбиту.
Исключительная плодотворность сессионного дня охарактеризовалась не только огромным количеством принятых – чего уж там - судьбоносных решений, но и расстановкой кое-каких точек над кое-какими «і».
Судя по экономному отношению к эфирному времени и присущей церемониям вручения «Оскаров» тональности прощального выступления – спасибо всем, всем, всем, и гримерам, и осветителям – отставка не доставила теперь уже экс-премьеру ни малейшего удовольствия, и он бы отнюдь не отказался посидеть в председательском кресле немного подольше. После создания новой коалиции вероятность досрочных парламентских выборов значительно снизилась. А выборы президентские еще даже не маячат на горизонте. Так что переходить в режим «Мы хотели, но нам не дали» явно не ко времени – можно спалить весь керосин еще до старта новых перегонов.
Голосования за отставку старого Кабмина, назначение нового и утверждение правительственной программы стали очередным доказательством теоремы, которая гласит, что 226-мандатная коалиция никогда не даст большинство голосов, поскольку количество закосивших, прогулявших, застрявших в пробках, забежавших в буфет, залезших в айфон перетереть кое-какие дела с кое-какими людьми и прозевавших голосование всегда будет больше нуля. А посему придется, пользуясь терминологией преферансистов, прикупать дополнительные голоса (не за деньги, конечно, и исключительно силой обаяния).
«Батькивщина», «Самопомич», РПОЛ и «Оппозиционный блок» дали ровно ноль голосов. На выручку коалиционистам пришли депутатские группы «Видродження», «Народная воля» и несколько внефракционных слуг народа.
Данные голосования можно считать фактическим оформлением окончательного раскола промайданных политпроектов и построением новой конфигурации расстановки сил в Раде. Коалиции БПП+НФ+ВН+Видродження (две последние группы формально в состав не включены, ибо не комильфо) будут противостоять сразу несколько видов оппозиции: широкая, глубокая, радикальная и единственно правильная.
Попытки утвердить программу правительства показали, что при существующем уровне коалиционной дисциплины и выбивании из процесса пары-тройки кнопкодавов с большинством для принятия решений могут возникать серьезные проблемы. Первая попытка – 214. Вторая – 222. И только третья – 243. То, что программа правительства будет ставиться на голосование столько раз, сколько потребуется (например, на принятие так называемого «закона о партийной диктатуре» понадобилось пару десятков попыток), было совершенно очевидно. Тем не менее, как говаривал один педант из анекдота на медицинскую тематику, все равно как-то неаккуратненько.
Судя по изобилию общих мест и заимствований, программа писалась по-ленинской методике – на коленке – и единственным мотивом ее появления было приобретение новым кабмином годичного иммунитета. К примеру, фраза «Людей часто просто не слышат» определенно была скопипащена из легендарного проекта разжалованного из президентов Януковича «Почую кожного». Хотя справедливости ради следует отметить, что таки да, программа едва ли не в каждом абзаце пронизана заботой о людях, которые по частоте упоминаний в два раза превзошли евроинтеграцию и евроориентацию: «как тяжело сегодня живется людям», «люди ждут ответственной политики», «решать проблемы людей», «проблемы, которые волнуют людей», «шаги, которых люди ждали много лет», «мы должны идти к людям», «покажем людям заметные результаты» и тому подобное. А отдельные фрагменты можно смело вывешивать в офисах на стенде «Цитата дня» или «Вот оно че, Михалыч» (в зависимости от уровня аккредитации учреждения): «Власть - это, прежде всего, способность решать проблемы людей», «Реформы нужно начинать с себя», «Повышение качества управления - залог решения всех проблем». Органичным довершением букета мог бы стать лозунг «Экономика должна быть экономной», учитывая углубление кризисных явления в целом ряде отраслей народного хозяйства.
Гройсманиада, или Бег на месте
Для полноценного существования новому Кабмину потребуется нечто наподобие торговой марки. Еще до назначения на пост Владимир Гройсман активно внедрял в сознание масс, что не собирается быть главой правительства лузеров. А усиление «Правительства нелузеров» несколькими министрами-камикадзе первого и второго призыва только будет способствовать созданию могучего сочетания уже накопленного опыта и стремления к внедрению новаций.
Первой из нелузеров приверженность духу реформ уже 14 апреля (как писал один из советников министра внутренних дел, еще чернила не обсохли) задекларировала министр образования и науки Лилия Гриневич, заявившая о необходимости перевода средних школ на 12-летнее обучение. Нововведение может стать органичным дополнением существующей 12-балльной системы оценивания, хотя, не исключено, что в данном случае совпадение чисел действительно является случайным.
Еще больший удар по представителям шильно-мыльной теории нанес Президент, активно содействовавший смене правящего кабинета. Пресс-служба главы государства сообщила о том, что в ходе телефонного разговора вице-президент США Джозеф Байден пообещал подписание в ближайшее время договора о кредитных гарантиях на один миллиард долларов. Реализация данного проекта до стадии передачи всей суммы из рук в руки может послужить индикатором удачности кадровых перестановок, ибо, как заметил один эксперт по психологии деловой жизни, лузерам денег не дают.