Цифровой тоталитаризм или борьба с коррупцией: мнение эксперта о всеобщем декларировании доходов

3153

В Украине уже давно ведутся разговоры об обязательном декларировании доходов. В правительстве не раз отмечали, что каждый должен отчитаться обо всём, чем владеет.

В частности, в 2019 году член команды Зеленского, а ныне председатель комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев  подал законопроект  № 1232 о налоговой амнистии, которым предложил механизм добровольного декларирования физлицами сокрытого дохода. Проект пока находится на рассмотрении в комитетах. В прошлом году президент Владимир Зеленский обратился к Кабмину с предложением разработать и внести в парламент законопроект об единоразовом декларировании.

Зачем сегодня стране всеобщее декларирование? По мнению бывшего первого заместителя директора Государственного бюро расследований (ГБР), а ныне адвоката и доцента Киевского университета права НАНУ, харьковчанина Александра Бабикова, государство занимается очередным декларированием процесса борьбы с коррупцией, а не самой борьбой с этим явлением.

Об этом Бабиков заявил в программе «VIСTORY c Викторией Маренич».

«Я думаю, что цель, которая стоит перед НАПК (ред.- Национальное агентство по предупреждению коррупции) никоим образом не связана с борьбой с самой коррупцией. Тогда какая цель? Идея была такая - создать НАПК, автоматически проверить все декларации, соединить все базы данных, создать искусственный интеллект, чтобы чиновники НАПК получили от машины информацию. И что мы видим в итоге? НАПК превратилось в колоссальный банк, который аккумулирует информацию о чиновниках, о собственности их окружения, но не выдает на-гора работу. Где результаты громких уголовных дел?» - заявил Бабиков.

По его словам, декларации нужно проверять в течение полгода после их поступления и, если есть нарушения, наказывать. Если этого не происходит, то следует вывод - НАПК попросту использует банк данных.

«Получается ситуация, когда, будучи держателем такого банка данных, НАПК может держать в подвешенном состоянии любого чиновника. Он (ред. - чиновник) принял не то решение и НАПК инициирует уголовное дело или административную ответственность», - выразил свое мнение правовед.

Александр Бабиков считает, что введение всеобщего декларирования преследует аналогичную цель.

«Зачем государству тотальное декларирование? Для того, чтобы иметь информацию на каждого гражданина Украины и в нужный момент ее использовать. Под видом демократизации, по сути, устанавливается цифровой тоталитарный режим, который будет отслеживать все крупные сделки, действия», - предположил Бабиков и предложил сделать наоборот -  сузить количество деклараций,  сосредоточив внимание на топ-чиновниках.

«Не представляет для государства опасности секретарь сельсовета, который не внес в декларацию «Запорожец». Не внес - плохо. Но нельзя терять рациональное зерно. Нужно сосредоточить внимание на топ-чиновниках, а уже оставшиеся усилия направить на остальных. У меня к сторонникам тотального декларирования только один вопрос: назовите мне любое европейское государство, где существует такой тотальный контроль? За рубежом декларирует только узкая категория чиновников, которая представляет интерес для государства. Если бы у нас декларировалась 1000 топ-чиновников, НАПК могло бы эффективно сделать свою работу, привлечь всех, кто нарушил требования закона, а не накапливать информацию, ждать», - резюмировал Александр Бабиков.

Читайте також: