Более месяца город Изюм Харьковской области находится в оккупации. Некоторым жителям удалось вырваться из родного края ради спасения себя и близких.
Среди тех, кто смог уехать из города, захваченного российскими войсками, 52-летняя изюмчанка Елена. Она сбежала вместе с дочерью. Женщина в интервью телеканалу ВВС рассказала, что улицы оккупированного Изюма были неделями усеяны трупами людей, расстрелянных оккупантами.
«Трупы неделями лежали на улицах. Мы пытались не смотреть на них, чтобы не сойти с ума. Не могли хоронить мертвых, потому что это тоже было равносильно гибели. Обстрелы шли без перерыва», – рассказала Елена.
Жители Изюма прямо в подвалах готовили еду на костре и ели овощи, собранные с собственных огородов. В укрытия люди приносил все, что у них было, и делились с соседями.
При этом российскими оккупанты занимались мародерством – выносили из домов все вещи, а по городу разъезжали на угнанных машинах с отметками «Z».
«Они были вооружены и часто пьяны. Было очень страшно, когда по твоей улице ехал БТР и в нем сидели солдаты с автоматами. Мы пытались спрятаться», - говорит Елена.
Она вспоминает, как после двух месяцев жизни в подвале детского сада, она с дочерью решилась бежать. Дорога была тяжелая, женщины два дня ехали в колонне автомобилей, следовавших по организованному волонтерам маршруту.
«Все это время мы молились. Мы думали, что это наши последние минуты. Это было очень страшно, но нам повезло», - говорит женщина.
Сложно удавалось проехать сквозь блокпосты оккупантов. Вражеских солдат пришлось убеждать, что колонна едет в Россию. Спустя двое суток изюмчане добрались до Полтавы.
Другая жительница Изюма Екатерина рассказала, что в оккупированном россиянами городе осталась ее мама, которая сейчас не может выбраться. Сама женщина сбежала с мужем и двумя детьми еще в начале марта.
«Она звонит мне время от времени – иногда раз в неделю. Даже сейчас, когда я в безопасности, не могу чувствовать себя на 100% хорошо, потому что моя мама осталась в несуществующем городе», – призналась Екатерина.
Ее семья выбиралась из зоны боевых действий очень сложно: сначала почти неделю с детьми и мужем прятались в подвале. Когда всего в 500 метрах от их дома упала российская бомба, поняли, что подвал не выдержит.
Собрались за считанные минуты, взяли только детские вещи. Когда убегали, слышали, как над головой разрываются снаряды.
После эвакуации и Екатерине, и Елене воспоминания о мирном времени в родном Изюме не дают покоя.
«Мы не понимали, как нам повезло. Теперь я понимаю, что жила в раю», – вспоминают женщины довоенное время.