Харьковчанка пошла штурмом на популярное заведение

3644
В Международный женский день "ГХ" рассказывает об интересных харьковчанках.

Мария Раевская-Иванова - украинская художница, педагог, первая в Российской империи дипломированная женщина-художник. Родилась она в 1840 году в родовом селе Гавриловка, в семье крупных помещиков. 

Желая стать художницей, она вынуждена была ехать учиться художественным наукам за границу: максимумом в возможном для нее образовании был Институт благородных девиц, что мало отвечало ее интересам. Пять лет Иванова провела в Европе — во Франции, Италии и Германии. В 1863 г. девушка приехала в Дрезден - изучала немецкий язык и литературу в местном университете, училась в частной студии живописи у профессора Академии художеств, живописца исторических картин и портретиста Карла Людвига Адольфа Эргардта, брала уроки лепки у скульптора Кирхгода. Мари – как ее тогда называли - слушала курсы археологии, этнографии, истории искусства,  лингвистики, истории и геологии в Миланской Академии, в Сорбонне в Париже и в Карловом университете в Праге. 

В 1868 г. молодая художница вернулась в Россию и решила взять штурмом Академию художеств в Петербурге - получить диплом свободного художника – поступок неслыханный, желание невозможное. Академики не поверили, что Мария сама написала представленные работы. Они отправили в Дрезден запрос, и когда все подтвердилось, устроили девице экзамен, что называется, «с пристрастием». Впервые в России женщина была допущена к экзаменам в Академии – и экзамен был успешно сдан, звание получено. Среди академических работ художницы - «Автопортрет» (1866), «Смерть крестьянина на Украине» (1868) и «Девушка у плетня».

В 1869 г. Мария Иванова вернулась  в Харьков: она мечтала открыть собственную школу и учить желающих рисовать. Под свой странный для провинциального города проект Мария заняла 500 рублей у матери и поместила объявление об открытии общедоступной художественной школы в газетах.  Для школы она арендовала три маленькие комнаты в доме Карповой в Шляпном переулке. Интересно, что первым учеником школы стал жандармский капитан Маслов - говорят, он оказался талантливым учеником.

В том же 1869 году Мария организовала ради популяризации школы свою первую художественную выставку - одну из первых художественных выставок в Харькове.

Школа рисования много раз меняла адреса, покуда в 1878 году не переехала на ул. Чернышевскую,6 - в собственный новопостроенный дом Марии и ее мужа. Классы были на первом этаже, семья помещалась на втором. Успех проекта постоянно подвергался испытаниям в финансовом смысле, но Мария Дмитриевна не изменяла своим принципам. Бедных учеников обучали бесплатно, богатые платили 12 рублей в год – но таких бывало мало, а потому постоянно не хватало средств на учебные пособия, материалы, оплату педагогов.  Харьковская городская управа даже стала выделять школе хотя бы мизерную – но все таки помощь - в  200 рублей. Содержание же  школы составляло 1500 руб. в год, которые набирались из частных пожертвований, сумм, собираемых на благотворительных вечерах с «живыми картинами» и балах харьковским обществом.

Отметим, что во время неравной борьбы за существование  своей школы, Мария Дмитриевна Раевская-Иванова разрабатывала и совершенствовала собственные методы преподавания изобразительного искусства. И он, этот метод, был отмечен в числе трех лучших в России. Та самая Академия художеств, которую еще недавно брала приступом  эта неутомимая женщина, присвоила ей звание Почетного вольного общника Академии. На первой Всероссийской выставке рисовальных школ, которая проходила по инициативе художника Крамского, харьковская школа Раевской-Ивановой получила второй диплом, опередив даже Строгановское училище.

Школа рисования и живописи Марии Раевской-Ивановой просуществовала  27 лет  и подготовила около тысячи выпускников, 50 из них окончили Академию художеств. Среди тех, кто начинал свой творческий путь в школе Раевской – Г.Семирадский, С.Васильковский, П.Левченко,  М.Ткаченко, П.Кончаловский, А.Данилевский, К.Первухин, Н.Уваров, В.Беклемишев, В.Шабельский, А.Выезжев, А.Бекетов, Л.Браиловский,  Ф.Шмидт, Г.Хоткевич, а также множество неизвестных художников-прикладников, определивших художественное лицо Харькова в последующие сто лет -- иконописцы, ретушеры, театральные декораторы, архитекторы, вышивальщицы, чертежники, учителя рисования.

В 1894 году Мария Дмитриевна начала слепнуть и больше уже не могла управлять школой. В 1896 г. Иванова-Раевская передала свою школу городу, и она стала помещаться во втором этаже при городском художественном музее на Сергиевской площади. Тогда школа сменила не только местоположение, но и название: она была преобразована в городскую школу живописи. Однако планы Марии Дмитриевны - на тот момент слепой - были гораздо амбициознее: она мечтала, чтобы на базе Школы было создано государственное училище в системе Академии художеств.  Вместе со своими учениками и помощниками Мария Дмитриевна  вела переписку с ведомствами, разрабатывала Устав будущего училища и дожила до его открытия. Сегодня ее детище носит название Академия дизайна и искусств. Мария Дмитриевна была также в числе инициаторов создания в 1886 году в Харькове Художественно-промышленного музея – важнейшей части художественного воспитания молодежи.

9 декабря 1912 году Мария Дмитриевна умерла. Похоронили ее в родном селе - Гавриловка.

Читайте також: