Среди исторических событий уходящей недели наиболее драматическим, резонансным в своем роде скандальным стало крушение императорского поезда 29 октября 1888 года у станции Борки под Харьковом (в Змиевском уезде). Вагоны слетели с полотна. Из 290 пассажиров погиб 21.
За прошедшие 130 лет на территории харьковского региона произошло еще несколько железнодорожных аварий и катастроф.
Взрыв на вокзале
26 декабря 1916 года на Харьковском вокзале прогремел взрыв. Два человека погибли, 9 получили ранения.
Взрыв произошел через 1,5 часа после отхода поезда, в котором ехал командующий Киевским военным округом генерал-лейтенант Сухомлинов. В этот период шла Первая мировая война, в которой участвовала Российская империя, и логично было бы заподозрить совершение теракта, в частности, неудачное покушение на главнокомандующего. Но полиция проявила благодушие, трактовав происшествие как бытовое ЧП. По версии следствия, некоторое частное лицо перевозило взрывное устройство, которое неожиданно сработало.
Вагоны сошли с рельсов
22 июня 1979 года на перегоне Максимовка-Мерчик пассажирский поезд, следовавший из Минска в Сочи, сошел с рельсов. Но обошлось без человеческих жертв.
Крушение на станции Ельниково
Катастрофу, произошедшую 22 декабря 1990 года на станции Ельниково тоже можно смело отнести к харьковской истории. Расположенная на территории Белгородской области станция в те времена принадлежала Южной железной дороге.
Произошло столкновение сразу трех поездов – одного грузового и двух пассажирских. Погибли 11 человек (два машиниста и 9 пассажиров), около пятидесяти получили ранения. В результате крушения и пожара были разбиты до степени исключения из инвентаря 5 грузовых и 17 пассажирских вагонов (3 пассажирских вагона сгорели дотла), оба пассажирских электровоза, разрушены 600 метров пути. Движение на направлении Москва — Крым было парализовано на 35 часов.
Виновными оказались стрелочники в прямом смысле. Авария произошла из-за неправильного перевода стрелки.
Катастрофа на станции Люботин
12 июня 1987 года грузовой поезд с отказавшими тормозами врезался в хвост пассажирского поезда №676 Херсон — Харьков, стоявшего на станции Люботин. Два пассажира погибли, более десятка были ранены.
Крушение электрички
Крупная железнодорожная катастрофа произошла 11 августа 1994 года с участием электрички Валуйки-Купянск.
Сошедшая с рельсов порожняя цистерна грузового поезда столкнулась с проходящим электропоездом "Валуйки - Купянск". Погибли 20 человек, 32 получили ранения.
Крушение товарного поезда
6 декабря 1994 года возле станции Шурино произошло крушение грузового состава, направлявшегося с грузом минеральных удобрений из Харькова в сторону Лозовой. С рельсов сошел 21 вагон. Жертв и пострадавших не было. Для восстановления движения поездов на данном участке понадобились сутки.
Пассажирский поезд сошел с рельсов
18 июля 1997 года возле станции Красноград в аварию попал пассажирский поезд Хмельницкий-Дебальцево. С рельсов сошло 6 вагонов поезда. Жертв и пострадавших не было.
Пассажир поджег вагон
24 декабря 2006 года в районе станции Лозовая сгорел вагон поезда "Харьков - Языково".
Было установлено, что один из пассажиров поджег в вагоне канистру с бензином.
По одной из версий, пассажиры возмущались, что мужчина перевозит канистру, от которой исходит бензиновый запах. В отместку мужчина поджег канистру и выпрыгнул из вагона на станции Лозовая.
Вагон сгорел за несколько минут. Семь пассажиров погибли. По одной из версий, люди ехали с харьковского рынка с многочисленными сумками. Вместо того, чтобы спасаться, они начали вытаскивать груз.
Всего в вагоне было около 20-ти пассажиров.
Поджигатель был пьян. Выбравшись из огня, он отправился домой и улегся спать. В тот же день личность поджигателя была установлено. Им оказался 26-летний житель Лозовой, работавший на вагоноремонтном заводе.
Поезд протаранил грузовик
Утром 25 декабря 2006 года в районе станции Рай-Еленовка в заглохший на переезде автомобиль ГАЗ-53, перевозивший топливо, врезался поезд №640 "Кременчуг - Харьков". Из цистерны вылилось 3 тонны дизельного топлива.
Поезд столкнулся с дрезиной
2 августа 2007 года возле станции Ковяги в Валковском районе в результате столкновения поезда №164 "Столичный экспресс" с дрезиной погиб один путевой рабочий и еще один травмирован.
Рабочие входили в состав монтажно-строительной бригады и занимались электрификацией участка Коломак-Люботин.