Кто из нас не сталкивался с подобной ситуацией: стоит один раз оставить в магазине свой телефон - и вас завалят сообщениями и звонками из разных супермаркетов и фирм. Таким способом, часто без согласия адресата, бизнес продвигает свои товары и услуги. Чтобы избавиться от назойливых предложений, приходится отправляют письма в спам, блокировать смс и телефонные номера.
Но уже со следующего года получатели ненужной электронной информации смогут пожаловаться на бизнесменов-спамщиков. А отделам е-мейл и смс-маркетинга придется доказывать законность полученных контактов, или нести ответственность за спам, выплачивая штрафы.
Закон «Об электронных коммуникациях»( №1089-IX), запрещающий массовые электронные рассылки без согласия получателей, подписанный президентом в этом году , вступит в силу 1 января 2022 года.
Следовательно, у бизнеса еще есть достаточно времени, чтобы "переформатироваться" и найти прозрачные, законные способы создания базы контактов для рассылки сообщений.
Итак, что нужно знать предпринимателям, чтобы избежать штрафов, а также их клиентам, чтобы избавить себя от лишней рекламы.
Во-первых, закон прямо запрещает умышленную массовую рассылку электронных, текстовых, мультимедийных сообщений с целью продажи товаров или услуг без предварительного согласия на то пользователя (под "массовостью" предусматривается более пяти сообщений одному абоненту). И хотя законодатель не указал, каким образом можно получить согласие на получение рассылок, при наличии ответственности за спам, нужно будет доказать законность получения контактов или согласие на рассылку.
Во-вторых, адресат, получив сообщение, должен всегда иметь возможность отказаться от дальнейших рассылок.
В-третьих, спамом не считается уведомления поставщика электронных коммуникационных услуг об условиях обслуживания; уведомления органов государственной власти и местного самоуправления; личные сообщения, которые не носят массовый характер и рассылаются в некоммерческих целях.
В-четвертых, закон прямо не предусматривает ответственности за рассылку спама. Однако есть общие законодательные нормы, которые предполагают:
- штраф за нарушение правил рекламы - в пятикратном размере стоимости рассылки, но не менее 5 000 грн.;
штраф за нарушение прав потребителей - 8 500 грн; - блокировку IP-адреса или телефонного номера, с которых была осуществлена рассылка.