Проезд в пригородном поезде по Харьковщине – за 130 гривен. Как снизить цены в «Слобожанском экспрессе»

4567

Месяц назад новый региональный поезд «Слобожанский экспресс» соединил Харьковщину с соседними регионами. По маршруту Попасная (Луганская область) – Харьков – Ворожба (Сумская область) стал курсировать современный дизель-поезд Крюковского вагоностроительного завода (№888/887 «Попасная- Харьков» и 886/885 «Харьков-Ворожба»). 

Однако новый пригородный дизель-поезд не стал популярным среди жителей Купянского района Харьковщины, по территории которого он проходит. Причина, как оказалось, в цене билета, которая на порядок выше, чем за проезд в обычной электричке. Об этом «Город Х» заявил председатель постоянной комиссии Харьковского областного совета по вопросам развития транспорта и связи Виктор Остапчук. По его мнению, «Укрзалізниця» должна снизить цены на билеты между Купянском и Харьковом и рассказал, как это сделать. 

Популярный, но не везде

«Пуск нового регионального поезда, вне сомнения, является событием для восточных регионов. Наконец-то, благодаря программе Президента Украины «Большое строительство», наш отечественный производитель - Крюковский вагоностроительный завод - начал поставлять «Укрзалізниці» за счет госбюджета и дизель-поезда, и пассажирские вагоны. И наконец-то Харьковщина впервые за последние 9 лет увидела новый тяговый пассажирский подвижной состав. Однако для жителей Купянского района новый экспресс так и не решил транспортную проблему», - заявил Остапчук. 

По его словам, согласно Меморандуму, подписанному областью с «Укрзалізницей», ежегодно из бюджета Харьковщины на организацию нового маршрута будут выделять несколько миллионов гривен компенсации. Поэтому важно, чтобы максимально учитывались интересы региона. 

«Как железнодорожник я, конечно же, «за» компенсацию затрат на пригородные и региональные перевозки из местных бюджетов. Однако при одном условии - должны максимально учитываться интересы экономики Харьковщины и ее жителей. И если поезд «Харьков-Сумы-Ворожба» для харьковчан действительно востребованный, и я не раз публично заявлял о необходимости пуска современного дизель-поезда, то с поездом «Попасная - Харьков» ситуация не столь однозначная. Он не стал популярным среди жителей области», - считает депутат облсовета. 

Автобусом дешевле

Остапчук напомнил, как пару лет назад отмена пригородного поезда «Купянск-Харьков» вызвала большой резонанс в обществе. Тогда купянчане даже направили президенту петицию с просьбой помочь восстановить прямое железнодорожное сообщение с областным центром.

«Казалось бы, современный дизель-поезд «Слобожанский экспресс», который доезжает до Харькова гораздо быстрее, жители Купянска и Купянского района должны были встретить на «ура». Однако этого не произошло. Большинство людей в поезд «Попасная - Харьков» садятся на станциях Луганской области.  А пассажиров-купянчан очень немного.  Хотя утром из Купянска в Харьков и под конец дня в обратную сторону автобусы едут переполненные. На встречах купянчане откровенно говорят, что основная причина такой ситуации в стоимости билетов. Автобусом из Купянска до Харькова можно добраться за 100 грн, а региональным поездом в вагоне второго класса - около 130 грн, а первого - за  170 грн. Плюс еще 10 грн необходимо отдать за маршрутку, чтобы доехать из Купянска до жд-вокзала в посёлке Купянск-Узловой», - объяснил Остапчук. 

Депутат убеждён, что сейчас необходимо ставить вопрос перед «Укрзлізницей» о снижении цены билета между Купянском и Харьковом. 

«Если уж каждый год на этот поезд областной бюджет будет выделять несколько миллионов гривен, то и цена билета должна быть адекватной и социально оправданной», - выразил свою позицию глава постоянной депутатской комиссии.  

На дизеле по электрифицированным путям

Виктор Остапчук, который проработал на железной дороге десятки лет, считает неоправданной расточительностью гонять дизель-поезд по электрифицированным участкам, когда перевозки на электротяге  - дешевле. 

«Конечно, в цене билета «Укрзалізниця» учла постоянно растущую стоимость дизтоплива. Но в том-то и дело, что в отличие от Сумщины и Луганщины, железная дорога в пределах Харьковской области почти полностью электрифицирована. 133 километра между Купянском и Харьковом дизель-поезд движется под контактным проводом! А если учесть, что электрифицирован 40-километровый участок Харьков-Мерчик, то получается, «Слобожанский экспресс» проходит ежедневно под контактным проводом 173 км. В обоих направлениях - почти 350 км! В период энергетического кризиса это непозволительная роскошь не использовать наше преимущество. Ведь затраты на перевозки в электротяге в разы ниже, чем на теплотяге, не говоря уже о влиянии на экологию!» - утверждает Остапчук. 

Верните «Шкоду»

Он также считает, что на территории Харьковщины, где есть участки как на постоянном токе, так и на переменном, нужно использовать работающие в обоих режимах электропоезда типа чешской «Шкоды». 

«В Харьковской области на железной дороге есть 5 пунктов стыкования переменного и постоянного тока: по станциям Тропа, Граково, Огульцы имени Александра Пучко, Красноград и Лозовая. И без электропоездов двойного питания обеспечить беспересадочное региональное сообщение невозможно. Поэтому в свое время ЮЖД за собственные средства и закупила двухсистемные электропоезда «Шкода». Очевидно, нам необходимо внести изменения в уже подписанный Меморандум с «Укрзалізницей». За маршрут от Сум до Харькова платят компенсацию сумчане, от Попасной до Купянска, где необходим свой современный дизель-поезд – луганчане. А мы готовы платить из бюджета Харьковской области за работу двухсистемных «Шкод». Так что надо обращаться в «УЗ», чтобы Харьковщине выделили два электропоезда «Шкода» City Elephant.  Эти поезда вместе с новыми региональными электропоездами отечественного производства помогут решить проблемы с перевозками на Слобожанщине», - считает депутат облсовета.

По мнению Виктора Николаевича, двухэтажные двухсистемные электропоезда, кроме Купянского, также смогут работать на других направлениях - в сторону Полтавы, Кременчуга через Огульцы, Изюма, Краснограда, Лозовой. 

«Это позволит практически решить вопросы пригородного и транспортного обслуживания жителей Харьковской и Полтавской областей», - заверил Остапчук. 

Он также отметил, что в Украине «Шкоды» используются неэффективно. По его словам, в Чехии двухэтажные поезда City Elephant являются исключительно пригородными и не предназначены для значительных расстояний. А в Украине они курсируют из Киева во Львов, в Винницу.

Он также предложил восстановить в Сумской области курсирование рельсовых автобусов «PESA» 620М польского производства, которые работали там более 10 лет, а в 2018 году тогдашнее руководство «УЗ» забрало для обслуживания маршрута «Киев-Пассажирский» - Аэропорт «Борисполь». 

«Техника, которую отняли у пассажиров глубинки, могут успешно работать на участках Гуты – Богодухов – Мерчик – Люботин (63 км), Ахтырка – Кириковка – Сумы (97 км), Лебединская - Рябушки - Боромля - Сумы  (72 км), Низы - Сумы (36 км), Веринский Завод - Сумы (35 км),  Пушкарное - Краснополье- Басы- Сумы (58 км). Это позволит обеспечить стабильное и удобное транспортное железнодорожное обслуживание юго-восточного региона Сумской области и послужить примером для организации движения на малодеятельных участках всех областей Украины», - отметил Остапчук и напомнил, что все эти предложения по целесообразному транспортному обслуживанию Харьковской, Полтавской и Сумской областей являются основой  проекта региональной пассажирской компании «Слобожанщина»,  утвержденной депутатами Харьковского облсовета в прошлом году.

Напомним, 26 февраля 2021 года в Харьковском областном совете на заседании депутатской комиссии по вопросам развития транспорта и связи обсуждали пилотный проект по созданию региональной ж/д компании "Слобожанщина" , которая должна решить проблему убыточных пригородных пассажирских перевозок. 

4 марта 2021 года депутаты Харьковского облсовета внесли изменения в Программу экономического и социального развития Харьковской области на 2021 год: в раздел «Транспортный комплекс» включены мероприятия по подготовке пилотного проекта по созданию региональной железнодорожной пассажирской компании «Слобожанщина».

В марте  2021 года председатель постоянной комиссии Харьковского областного совета по вопросам развития транспорта и связи Виктор Остапчук вместе с представителями банка обговорили условия приобретения в лизинг электро- и дизель-поездов Крюковского вагоностроительного завода.

Читайте також: