С 1 мая 2020 года харьковчане будут получать воду, а также пользоваться канализацией уже по новым договорам с КП «Харьковводоканал», даже если они собственноручно их не подписали. Но вот ожидать, что «аварийка» приедет и возобновит водоснабжение после аварии или устранит неполадки на канализационных внутридомовых сетях, смогут далеко не все. Об этом заявил «Город Х» заместитель генерального директора - директор департамента сбыта КП «Харьковводоканал» Тарас Грущак.
«В соответствии с Законом Украины «О жилищно-коммунальных услугах» (от 09.11.2017 №2189-VIII, вступил в силу 1.05.2019 – ред.) для жителей многоэтажных домов законодатель предусмотрел два вида договоров: с обслуживанием внутридомовых сетей и без обслуживания. У них есть право выбора. Если они не подпишут ни один из них, то есть не перезаключат договор до 1 мая текущего года, то автоматически с 1 мая начинает действовать так называемый индивидуальный договор – без обслуживания внутридомовых сетей», - сказал Тарас Грущак.
Что это значит? По словам директора департамента, в случае подписания договора первой модели «Харьковводоканал» предоставляет три услуги: водоснабжение, водоотведение и текущий ремонт внутридомовых сетей – это замена труб, стояков, устранение повреждений на сетях и т.п. Цена этого набора услуга - 33,88 грн. в месяц (сегодняшние затраты на содержание внутридомовых инженерных сетей заложены в квартплату, которую потребитель платит КП "Жилкомсервис") .
«Во втором случае мы тоже доставляем воду, отводим канализацию, но не несем ответственность за ремонт в случае повреждения внутридомовых сетей», - уточнил Тарас Грущак.
То есть жители многоэтажки будут ежемесячно экономить почти 34 грн., но содержать инженерные сети в своем доме должны будут сами. Если случится порыв трубы, авария на внутридомовых водосетях или забьется канализация, харьковчане как и сегодня смогут позвонить в диспетчерскую водоканала и вызвать «аварийку». Бригада сантехников приедет, но она не будет восстанавливать водоснабжение, чистить канализацию. Коммунальщики только перекроют вентиль, чтобы не текла вода. Хлопоты по восстановлению благ цивилизации должны взять на себя сами жители дома.
«1 мая в нашей базе будет четкий перечень домов, с которыми заключен договор на обслуживание. Если будут звонить нам жители другого дома, которые не в этой базе, наша бригада выедет, но только для того, чтобы остановить течь, перекрыть воду, то есть устранить проблему. Но решать саму проблему будут жильцы сами. Либо они находят подрядную организацию, либо обращаются в "Харьковводоканал". Но тогда мы будем с ними заключать отдельный договор на конкретный объем работ. И уже не получится оперативно решить проблему. Потому что это уже не аварийные работы, а ремонтные - выезжают специалисты, осматривают, составляют смету, утверждают ее, заключают договор с жителями, если эта смета устраивает. Этот процесс растягивается во времени – от нескольких недель до месяца, в зависимости повреждения», - объяснил директор Департамента.
Жители многоэтажек должны сделать свой выбор, утверждают в КП «Харьковводоканал» и акцентируют внимание на том, что если больше половины собственников жилья многоквартирного дома определились с выбором модели взаимодействия, то такой договор заключается со всеми остальными жильцами автоматически. Действует так называемое правило большинства.
Кроме того, факт потребления холодной воды, канализации после 1 мая будет являться подтверждением того, что абонент вступил в договорные отношения с коммунальным предприятием. И на таких потребителей тоже будут распространятся ответственность за несвоевременную оплату услуг, выписанная в Законе «О жилищно-коммунальных услугах». То есть те харьковчане, которые пользуются услугой водоканала, но не будут платить за нее с 1 мая этого года, не смогут «уйти» от пени, утверждает Тарас Грущак
Напомним, согласно ст. 26 Закона с 1 мая 2020 года в Украине вводится пеня. Но начислять ее будут только за новые долги по оплате за жилищно-коммунальные услуги, которые накопятся с 1 мая. За старые долги наказывать гривной не будут, так как закон обратной силы не имеет.
Предполагается, что пеню будут взимать за каждый просроченный день оплаты за жилищно-коммунальные услуги, начиная с 20-го числа следующего месяца. То есть счет за май должен прийти не позже 20 июня (это ответственность поставщика услуг). На оплату без пени потребителю дается ровно месяц - до 20 июля. А уже с 21 июля будет начисляться пеня. Ее размер устанавливается договором, но он не может быть больше 0,01% от суммы долга за каждый день просрочки. Кроме того, размер уплаченной пени не может превышать 100% общей суммы долга.
Также напомним, с 1 мая в квитанциях по индивидуальному договору будет обязательно указана плата за центральное водоснабжение, водоотведение и ежемесячная абонплата.
«В абонплату, в частности, включены затраты на обслуживание счетчиков, снятие показаний с приборов учета, распечатка, разнос квитанций. Раньше это все было в водном тарифе. Теперь законодатель заставил разделить счета», - объяснил Тарас Грущак.
Для абонентов, у которых нет приборов учета воды, ежемесячная абонплата составит 29,51 грн., со счетчиками - 35,42 грн. Если абоненты заключили договор с облуживанием внутридомовых сетей (первая модель доовора), добавится еще один ежемесячный платеж - 33,88 грн. В результате, потребитель будет платить до 70 грн. в месяц, даже не открывая кран с водой.
В КП «Харьководоканал» рекомендуют, на случай длительной командировки, отпуска писать заявление на временное отключение от водоснабжения.
«Только в таком случае по конкретному лицевому счету не будет производится никаких начислений», - заверил Тарас Грущак.