Взрыв в поселке Буды, или Конец харьковской промышленности
В предвыборных выступлениях кандидатов в депутаты различных уровней нередко встречаются олдскульные тексты, посвященные промышленной славе Харьковского региона. Возможно, эксплуатация фантомных болей некоторой части электорального массива, заставшей грохот станков, пыхтение труб, заводские гудки и прочие атрибуты былого индустриального величия, дает некоторый прирост рейтинга. В объективной реальности, несколько отличающейся от политической лозунговщины, Харьков и Харьковская область уже давно не являются тем, что ранее называли индустриальным центром страны.
2 ноября в поселке Буды взорвали здание некогда одного из самых известных предприятий в стране – Будянского фаянсового завода. Однако данный акт имел скорее символическое значение. По факту, предприятия уже давно не существовало. Еще в 2006 году завод объявили банкротом.
Будянский завод проделал путь, характерный для целого ряда известных ранее предприятий региона: вековая история, славные традиции, лидер отрасли, флагман, международное признание, некоторые временные трудности, банкротство, освободите территорию…
***
По тропе Будянского завода ранее протопали многие предприятия. Целый ряд находится на этом пути.
Один из примеров, за которым ходить далеко не надо – сахарное производство. Тридцать лет назад на территории региона на полную мощность работали 11 сахарных заводов. Часть из них, кто стремительно, кто медленно, ушли в небытие.
В 2020 году в строю еще числились 6 заводов. Сегодня – четыре. «Савинский» и «Новоивановский» прекратили существование.
Сахар – не космические ракеты, но это тоже сложное производство, на котором можно зарабатывать. Заметим, что цена за килограмм готовой продукции в супермаркетах за пару последних лет выросла в два раза. Так что жаловаться на отсутствие спроса вряд ли уместно. Но это к слову.
***
Показательна судьба завода сельхозмашин «Серп и молот» (бывший «Гельферих-Саде»). Созданное еще в XIX столетии предприятие относительно успешно работало до недавних времен. В 2005-м завод закрыли. Парадоксально, но факт: в аграрной сверхдержаве сельскохозяйственные машины отечественного производства оказались не нужны.
***
Харьковский завод тракторных двигателей просуществовал с 1965 года до 2008-го. Максимальный годовой выпуск составлял 86 тыс. двигателей. В 2001 году завод выпустил 450 двигателей. В начале мая 2002 года ХЗТД был официально признан банкротом. К тому времени на предприятии продолжали работу около 1,5 тыс. человек.
***
Многие предприятия резко сократили объемы продукции. От того, что ранее называлось промышленными гигантами, осталось только слово «промышленные».
«Флагман номер один» - завод имени Малышева - в кризисном 1991 году выпустил 800 танков, половина из которых отправлялась на экспорт. На данный момент предприятие занимается в основном ремонтом боевой техники. Рынки, в том числе и международные, в значительной мере утрачены. Государственная поддержка носит скорее декларативный характер. С 2009 года для ВСУ не был приобретен ни один новый танк.
Харьковский завод имени Шевченко значительную часть начала века провел в перманентном кризисе. Доходило до парадоксальных ситуаций. Некогда ведущее предприятие по производству военной электроники в 2010 году получило государственный заказ на производство канализационных люков для коммунальных служб. Работу предприятия немного оживили военные заказы, поступавшие после 2014 года.
Притчей во языцех в качестве образца стабильно стагнирующего предприятия стало Харьковское государственное авиационное производственное предприятие, которое в лучшие времена выпускало 60-70 реактивных пассажирских самолетов ежегодно. По данным издания Defense Express со ссылкой на руководство завода, предприятие 10 лет не выпускает самолеты и накопило долгов на 4 миллиарда. Резонансная катастрофа с самолетом Ан-26 под Чугуевом наглядно демонстрирует, что крупные авиалайнеры стране нужны. Но государственные структуры их почему-то не заказывают. Хотя, казалось бы, у кого государству размещать заказы, как не на госпредприятиях.
***
На днях облстат опубликовал данные за первые три квартала 2021 года. Промышленное производство в регионе по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 6,7%. Если сокращение продолжится подобными темпами, промышленного потенциала региона хватит лет на пятнадцать. Далее останется аграрный сектор и производство услуг. Но это произойдет еще не скоро. Во всяком случае не в текущую каденцию высших органов законодательной и исполнительной власти. А на более дальние сроки в отечественной госуправленческой среде заглядывать не принято.