Рулить и разруливать. Зачем Зеленский приезжал в Харьков

2712

Вместо эпиграфа

По земле из края в край

Ходит мальчик помогай…

Одному из самых старинных политических анекдотов о хорошем царе и плохих боярах в ближайшую пятницу исполняется четыре тысячи лет. Но, несмотря на бороду феноменальной длины, анекдот продолжает пользоваться большой популярностью среди управленческих элит.

Новый глава государства в последние недели усердно старается максимально органично вписаться в модель "хороший царь - плохие бояре" - абсолютно не европейскую, но неоднократно проверенную на местном материале.

С риторическим вопросом – "Вы нас всех за идиотов считаете?" – глава государства потребовал увольнения исполняющего обязанности председателя Государственной фискальной службы Украины Александр Власов.

С совещания в Борисполе в крайне резкой манере изгнал секретаря Бориспольского городского совета Ярослава Годунка.

На крючок пари с трудновыполнимыми условиями оказался подвешен мэр Днепра Борис Филатов. (До 14 сентября последний взялся завершить строительства моста через Днепр, что является задачей уровня «от вашего крыльца до нашего дворца построить мост из хрусталя, да еще и за одну ночь»; к тому же опыт мэра столичного Виталия Кличко показал, что из градоначальников новой формации мостостроители еще те).

В Харьковскую область президент устремился разруливать ситуацию с незаконной вырубкой леса на десятки миллионов гривен (а по самым размашистым версиям, убытки составляют ни много, ни мало, а миллиард). История с нечипированной древесиной, облитыми зеленкой экологически озабоченными гражданами, оголтелыми титушками и беспомощными правоохранителями достаточно подробно рассказана «ГородХ» («Президент приехал в Харьков разбираться в скандале»).

С одной из немногих задач, решение которых в компетенции главы государства, а именно, подталкивание под зад правоохранителей, чтобы они делали то, что должны делать и так, безо всяких напоминаний, Владимир Зеленский справился вполне удовлетворительно. Правоохранители получили поручение разобраться с конфликтной ситуацией «в сжатые сроки», вслед за чем прозвучали намеки на увольнение: «Если вы не сможете этого сделать, ваши места займут другие люди».

Мимоходом в такой же решительно-стремительной манере главнокомандующий практически решил проблемы главного харьковского предприятия – рынка «Барабашово», на котором несколько недель ведутся рукопашные бои между предпринимателями и неустановленными лицами титушкообразной наружности (в ходе боевых действий был жесточайшим образом избит журналист – «Охота на акул пера. Избиение в Харькове»). Представители компетентных органов, те самые, которые не могли восстановить правовой порядок на объекте годами, получили новые сроки выполнения задачи – неделю.

Усугубившийся общественный запрос на гиперактивного «царька», строгого, но справедливого, который аки славный герой Кристиана Бейла придет и порядок наведет, является достаточно красочным показателем общей политической культуры, которая, впрочем, сформировалась отнюдь не на ровном месте. Некоторая, мягко говоря, разбалансированность в действиях управленческого класса порождает в электоральной среде мечту о волшебных ежовых рукавицах, хотя последние являются отнюдь не характерными для современной европейской политической традиции (фрау Меркель, к примеру, не ездит по регионам, чтобы делать втыки начальникам на местах, и не раздает заданий залатать ямы на дорогах в сжатые сроки).

Но есть еще одна имиджевая задача, которую, очевидно, приходится решать новоизбранному – радикальная деформация управленческого стиля, широко внедренного «папередником», который испытывал некоторое патологическое пристрастие к перерезанию праздничных ленточек на всех открывающихся объектах – от сельского ФАПа до заасфальтированного фрагмента проезжей части.

«Наступник» избрал стезю наведения порядка, что называется, железной рукой. Путь славный, но непростой. Ибо царственная осанка может в столь же сжатые сроки ссутулиться. Хорошо, если компетентные специалисты ликвидируют незаконную вырубку леса в Харьковской области. Хорошо, если их коллеги восстановят правовой порядок на вышеупомянутом рынке. «А что, вдруг, если нет?», как пел в своей популярной песне бард-десятник Слепаков.

Например, о разрекламированных некогда все еще действующим премьером Гройманом «черных сотнях», которые должны были наводить опричненный ужас на всех отечественных контрабандистов и нечистоплотных работников таможенных служб уже даже никто и не вспоминает. А «контрабас» как играл, так и играет, как бы намекая, что «все преходяще, а музыка вечна» (с).

Обещания того же чиновника остановить уничтожение карпатских лесов и вывоз леса-кругляка в направлении «стратегических партнеров» также остались в рубрике «Я хотел, но мне не дали».

Хорошо, что секретарь Бориспольского городского совета встал и покинул зал заседаний, немного поворчав на ходу. А если бы он сказал: «Я никуда не уйду, вы не имеете права»? А будучи вынесенным специалистами госохраны на руках, завалил бы десятками исков суды всех инстанций вплоть до ЕСПЧ? Хорошо, что исполняющий обязанности начальника ГФС согласился написать заявление об отставке. А если бы он сказал: «Не хочу, не буду»? А увольнение данного должностного лица находится за пределами президентских компетенций.

Такое ведь тоже может произойти. Как в примере с досиживающем последние дни в спикерском кресле Парубием, который отказался созывать заседание парламента 18 июля по требованию президента, сославшись на положения существующей нормативной базы.

Высказаться по поводу захвата здания Государственного бюро расследования неустановленными лицами в балаклавах гарант и вовсе поостерегся. Мало ли что. Вдруг «эта нога, кого надо нога» (с).

Так что наблюдать вспышки праведного гнева почтеннейшей публике следует с пониманием: извлекать богатырский меч из ножен можно для героической брани, а можно, чтобы похвастаться: «Посмотрите, как блестит».

Дмитрий Михайлов