Однотуровый Харьков

3595

Вместо эпиграфа. И поэтому все так произошло. (Поэт-песенник Эдуард Суровый.)

Данные экзит-поллов могут и, конечно же, будут отличаться от окончательных результатов местных выборов. Однако магистральные тенденции политического сезона уже сейчас приобрели достаточно четкие очертания.

Главной неожиданностью, пожалуй, следует считать возможный и крайне вероятный результат действующего харьковского мэра Геннадия Кернеса, который, по данным организаторов опросов, уверенно преодолевает 50-процентный барьер, не оставляя своим оппонентам никаких шансов проявить себя во втором туре. По версии Комитета избирателей Украины, харьковский городской голова набирает 59,3%, института Горшенина – 58,6%, «Громадскої кампанії «Роби вибори» - 52,2%, социологической группы «Взаимодействие» - 62%. И данные цифры еще до оглашения окончательных результатов повергли сторонников «коллективного антикернеса» в состояние грогги. Предвыборная социология показывала заметное преимущество мэра над прочими кандидатами исключительно под планкой 50% плюс один голос. Несмотря на полный политический и идеологический разгром партии, которую последние несколько лет представлял Геннадий Кернес, он прибавил в рейтинге почти в два раза по сравнению с выборами 2010 года, когда ему удалось собрать всего лишь 29,33% и менее чем на один процент опередить нынешнего министра внутренних дел.

Что мэр грядущий нам готовит

На данный результат успешно поработали не только сторонники, но и практически все конкуренты действующего градоначальника. Широко разрекламированная на старте кампания по выдвижению единого кандидата от провластных политических сил превратилась в гору, родившую мышь (данная формулировка, естественно, не имеет никакой персональной привязки, и является не более чем устойчивым идиоматическим выражением). В результате на выборы пошли сразу несколько «единых кандидатов», в очередной раз продемонстрировав неспособность коалиционных и близких к ним по цветовым оттенкам партий о чем бы то ни было договориться между собой. Попытки построить предвыборную риторику исключительно на критике действующего мэра в рамках утверждения в общественном сознании тезиса «за кого угодно, лишь бы против Кернеса» не была воспринята электоральными массами, очевидно, из-за того, что авторы данной концепции так и не сумели донести до избирателя, кто такой «кто угодно». А примитивный набор пропагандистских штампов – «серая вата», «тянут назад в совдепию», «лишают себя будущего» – призванный переплюнуть идеологию лавочек, площадок, фонтанов, тротуарной плитки и еще раз лавочек, оказался и вовсе бесполезным. Не исключено, что где-то высоко в горах и не в нашем районе подобная риторика и была бы воспринята на ура, но обитатели интеллектуальной столицы оказались более требовательными к политической агитации, предполагая, что в ней должна присутствовать хотя бы малая толика логики (где Кернес, а где совдепия?).

Легенда о едином кандидате

В общем, политическим оппонентам ныне действующего остается только утешаться упражнениями с калькулятором. Примерно так. Если при явке в 42% результат победителя составил 60%, это означает, что за него проголосовало всего 25% от общего количества избирателей. То есть 75% за него вообще не голосовали. Довольно старенький и примитивненький манипуляторский приемчик. Но в качестве математической разминки – сойдет.

Второе место «Самопомочі» (15,8-16,4%), скорее, обусловлено не столько личностью кандидата (хотя к нему у харьковчан не может быть никаких претензий, как и к любому малознакомому человеку), сколько более-менее грамотными действиями для занятия поул-позишн на старте предвыборной гонки. Вышедшая на большую политическую арену в 2014 году и никак не проявившая себя реформаторской (по версии Кабмина) деятельности партия не впитала в себя негатив ни от старой, ни от новой власти. Об этом же свидетельствуют и предположительные результаты партии на выборах в городской и областной советы – от 14,6 до 17,2%.

Этот результат в два раза превышает показатели прошлогодних парламентских выборов, когда «Самопоміч» набрала 7,49%. Сегодня данная партия частично заполнила ниши, которые освободили ее коллеги по коалиции.

Третье-четвертое место самовыдвиженца Юрия Сапронова, проведшего достаточно активную избирательную кампанию, но набравшего, по данным экзит-поллов, всего порядка 5-6%, объясняется общим электоральным полем с действующим мэром. Скорее всего, если бы по каким-либо причинам Геннадий Кернес оказался за рамками круга претендентов, значительная часть его голосов досталась бы именно данному кандидату, который крайне мало ассоциируется с пулом коалиционных или близких им политсил.

Несмотря на преисполненные демонстративного оптимизма заявления координатора коалиции Юрия Луценко в студии у Шустера о том, что победой провластных сил следует считать только сам факт формирования фракций коалиционных партий в местных советах, партии власти в Харьковской области потеряли электоральные симпатии чуть менее чем полностью.

Единственная, по версии Луценко, партия, давшая на востоке бой всем мастям регионалов – БПП – в Харьковской области за год сдулась с 15 до 6-8%.

Однопроцентный как кефир «Народный фронт» вообще предпочел пасануть, полностью освободив свою прошлогоднюю 8-процентную нишу. Однако далеко не факт, что с помощью подобного «хода конем» премьеру удастся сделать вид, что ничего особенного в природе не произошло.

Как заявил уже упомянутый выше Юрий Луценко, Яценюка в ближайшее время ждет очень жесткий разговор по поводу политики в сфере ЖКХ, индексации зарплат и пенсий. А результатом такого разговора могут стать изменения в Кабмине – далее цитата - «вплоть до глобальных».
Непроходная на уровне региона год назад «Батьківщина» сохранила свой статус. К ней за периметр отправляется, судя по всему, и набравшая на Харьковщине осенью 2014 года более 6% Радикальная партия.

Полугодичная эпопея с регистрацией – не регистрацией «Оппозиционного блока» фактически оставила прошлогоднего лидера электоральных симпатий за рамками избирательного процесса. Оппоблок, получивший за несколько дней до выборов возможность баллотироваться только в областной совет, скорее всего, преодолевает проходной барьер с результатом на уровне 10-11%. А значительная часть его прошлогодних голосов ушла в фонд лидирующей по опросам на выборах и в Харьковский городской и областной советы партии «Відродження» - 42-52% и около 40% соответственно.

Дальнейшая расстановка сил в советах пока является неопределенной, и, скорее всего, блокирование политических сил будет носить ситуативный характер. Далеко не факт, что некогда выступавшие в одной команде (на уровне персоналий) «Відродження» и «Оппоблок» составят более-менее устойчивую коалицию в областном совете. Точно так же, как не очевидным является чрезвычайно тесное братание «Солидарности» и «Самопомочі», несмотря на их присутствие в правящей коалиции, в которой последняя по ряду вопросов фактически занимала роль внутрикоалиционной оппозиции. Крайне существенным фактором, влияющим на деятельность областных и районных советов, по традиции является фигура главы администрации. Учитывая партийную принадлежность губернатора, нетрудно догадаться, какая маленькая, но очень гордая фракция будет задавать тон в «областном парламенте».

В Харьковском городском совете у партии, ведомой мэром, может оказаться большинство, а, следовательно, при определенном уровне сплоченности партийных рядов и возможность решать вопросы повестки дня без попутчиков. Но учитывая, какие сложные времена на дворе, вряд ли следует ожидать высокоамплитудных колебаний в сторону от генеральной линии. Так что фракции мэра, возможно, придется если не дружить, то мило приятельствовать с пропрезидентской командой - во всяком случае, до ближайшего изменения (чисто гипотетического) политической конъюнктуры.

Некое подобие «золотой фишки» - очень-очень маленькой, да и не золотой, а скорее позолоченной – может получить «Наш край». И то, если ему удастся преодолеть норматив политических перворазрядников.

Среди тех, кто, по данным экзит-поллов, явно не пройдет, пожалуй, следует отметить более 1% «Блока Дарта Вейдера», что можно расценить, например, как стремление каждого сотого избирателя увидеть в представительских органах власти действительно новые лица.

И напоследок о приятном. По одному из пунктов программы мы оказались впереди если не планеты всей, то близлежащих окрестностей. Харьков, скорее всего, станет одним из немногих крупных городов Украины, где избирательная кампания уже завершена, в отличие от Киева, Днепропетровска, Одессы, где не сумевшим определиться в первом туре горожанам предстоит новый поход на избирательные участки 15 ноября.

Андрей Кравченко