Легенда о едином кандидате

3252

Вместо эпиграфа. «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича – я бы тогда тотчас решилась». (Из монолога Агафьи Тихоновны. «Женитьба», Николай Васильевич Гоголь)

Повествования о выдвижении единого кандидата на пост Харьковского городского головы от демократических сил, несколько месяцев кочующие по новостным лентам, скоро начнут передаваться и уз уст в уста, записываться исследователями фольклора и размещаться в сборниках сказок народов мира. Местный губернатор, подобно гоголевской Агафье Тихоновне, даже составил собирательный портрет единого: ни дня не работавший в системе Януковича, пользующийся доверием и уважением гражданского общества, длительное время проживающий в Харькове персонаж. Первым пунктом региональный начальник зачем-то запустил увесистый камень в огород собственного же патрона. Но, видимо, общенациональные масштабы, по версии губернатора, предполагают иные качественные стандарты и подходы.

Но вернемся к нашим баранам (не более чем поговорка, не несущая никаких элементов персонификации). Оказалось, что найти и такого, и такого, и эдакого не такая уж и простая задача, но, как показывает политическая практика, иногда процесс бывает важнее результата. Ритуальная часть выдвижения в виде гражданских слушаний, прежде всего, призвана закрепить в общественном сознании несколько нехитрых мемов: «от демократических сил», «единый кандидат», «при поддержке общественности». Демократия – это хорошо по определению. Единство – это сила, рука миллионнопалая, веник, который не сломать врагам, не порвать Тузику. А поддержка общественности – это вообще такая штука, без которой у нас даже бурьяны не растут. Легкий элемент манипуляции массовым сознанием ни одной рекламной кампании не повредит, но если называть вещи своими именами, картина маслом будет иметь несколько иной сюжет и цветовую гамму. Лейбл «демократические силы» был присвоен достаточно узким кругом политиков примерно так же, как в свое время Владимир Ильич Ленин застолбил за достаточно небольшой группой симпатизировавших ему социал-демократов прозвище «большевики», что сыграло едва ли не решающее значение для раскрутки политсилы в момент времени «Ч». Для не заморачивающегося тонкостями рекламных технологий биологического организма понятие «больше» однозначно несло более позитивную эмоциональную нагрузку (как говаривал один представитель народных масс, «бо його більше і надовше хватить»).

Спасибо за билеты в цирк

В действительности же нет никаких оснований выделять какой бы то ни было сегмент местного политикума в качестве единственно демократического. Во всяком случае, вряд ли хоть одна из десятков зарегистрированных минюстом политсил декларирует в своих программах приверженность тирании, деспотизму или клептократии. Все приблизительно одинаковые демократы.

Так что, обсуждая тему единокандидатства, следует пользоваться более точной терминологией: единый кандидат от некоторых малопопулярных в Харькове партий, которые самостоятельно не способны сколотить вокруг себя хоть сколь-нибудь заметный электоральный пул, чтобы не стыдно было смотреть в глаза кураторам из центра за бесцельно потраченные ресурсы.

Теперь, собственно, о едином, каковых теоретически может быть бесконечное множество натуральных чисел. Первым из единых стартовал Игорь Миронович Балута. Набрав четыре десятка голосов на собрании ряда общественных организаций, экс-губернатор тут же опубликовал на странице в ФБ предвыборную программу. Стараясь не обременять читателей скучной конкретикой, бывший глава региона ограничился несколькими пунктами сугубо декларативного характера, как то: «Расширение сети дошкольных детских учреждений» или «Возрождение и поддержка спортивных и творческих детских клубов по месту жительства». Где? В каких микрорайонах? В каком количестве? Нет ответа. А заявления о снижении тарифов уже даже не помещаются в рубрику «Оголтелый предвыборный пиар». Действующий премьер прекрасно показал, как в данной сфере работает схема «обещания-реализация». Так что лучше бы эту тему вообще было не поднимать. Некоторые пункты вообще очень слабо перекликаются с действующим законодательством. Пока совершенно непонятно, какова правовая основа реализации пункта «Проведение люстрации руководителей учебных заведений, в чью компетенцию входит работа с детьми и молодежью». Кроме того, при стремящемся к нулю уровне правовой защиты среднестатистического гражданина высокопоставленный чиновник может прищучить любую школьную училку чисто по беспределу.

Жизнеспособность программы скорее является вопросом веры в светлое будущее: во всяком случае, на губернаторском посту первый единый не запомнился ни расширением системы дошкольных учреждений, ни снижением коммунальных тарифов.

Подобная программа вряд ли может свидетельствовать о наличии у кандидата мощной креативной бригады, способной просто взорвать сознание электоральных масс. А посему первый единый, скорее всего, окажется далеко не единственным единым. Если его вообще не попросят снять свою кандидатуру, поскольку вряд ли кто-то действительно верит, что вопросы, касающиеся мэрского кресла, могут решаться не в уютненьких кулуарчиках, а на каких-то собраниях.

Одноразовые выборы

Действующий же губернатор фразой о том, что претендент на мэрство, которого выдвинет БПП, будет соответствовать заявленным выше требованиям, фактически дал понять, кого и за какие заслуги нужно будет считать по-настоящему единым кандидатом. А заручиться поддержкой пары-тройки десятков общественных организаций (из двух-то тысяч) для оформления статуса истинного единства не составит большого труда. Кандидатами в настоящие единые кандидаты эксперты пока прочат руководителя городской ячейки БПП Александра Давтяна или народного депутата оттуда же Михаила Кобцева, занявшего в первом туре общественных слушаний почетное третье место. Вероятно, вопрос находится на стадии неспешного согласования. В этой связи можно вспомнить жаркие споры о народном губернаторе в конце февраля 2014-го. В конце концов, назначили, кого назначили, и на этом прения прекратили.

По оценкам губернатора, период ясности в запутанной истории может наступить в конце сентября – начале октября. Конечно же, времени на раскрутку единого останется совсем немного. Но помимо качественной и научно организованной агитации есть еще огромная масса механизмов, способных повлиять на результаты избирательного процесса.

Андрей Кравченко