Новые мовные правила. Станет ли больше жалобщиков?

2280

Вместо эпиграфа:

Ты запиши… и в трех экземплярах представь в письменном виде.

(Товарищ Саахов, «Кавказская пленница», 1967 год)

 

До старта украинизации сферы услуг остаются считанные дни. Новая эра начинается 16 января. Именно в этот день вступают в действие положения Закона "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного", в соответствии с которыми в сфере услуг следует использовать государственный язык, выражаясь интернетным языком, на «стартовой странице».

Главный мовный инспектор Тарас Кремень накануне «дня Икс» напомнил о существовании такой институции, как уполномоченный по защите государственного языка, предоставлением методической поддержки потенциальным жалобщикам на гипотетические нарушения новых правил.

Иронизирования в стиле Сергея Довлатова, вопрошавшего в свое время «а кто написал четыре миллиона доносов?», в данном случае совершенно неуместны. Нельзя же путать доносительство в условиях тоталитарного режима с живым творчеством масс. Это, несомненно, другое.

Украинизация сферы услуг. Ликбез для потребителя

Бюрократические барьеры

Количество людей, которые в условиях буржуазного потребительского общества склонны жаловаться по вопросам, не относящимся к качеству услуг и ценовой политике профильных предприятий, не велико.  

Значительная часть надписей на товарах и на рекламных вывесках исполнена на латинице, что практически никогда не вводило потребителя в смятение. Вряд ли с 16 января с полок начнется массовое изъятие подобных товаров, так как это ударит и по карману владельцев торговых сетей, и по карману иностранных производителей. А на подобные конфликты не способен не только «мовный инспектор», но и первые лица государства.

Сама же система подачи жалоб построена таким образом, что делает оформление последних практически неосуществимым.

Главный «мовный инспектор» в случае нарушения права на получение услуг на украинском языке, предлагает действовать по сложному алгоритму, в хитросплетениях которого затеряется любая готовность к жалобам.

Первое. Попробовать решить ситуацию на месте и попросить работника обслуживать вас на государственном языке. (Жалоба может не состояться уже на этом этапе. Работник сферы услуг может тут же перейти на государственный язык и процесс подачи жалобы окажется загнанным в тупик. При этом язык не обязательно может быть литературным, так как «мовный закон» специальной статьей защищает диалекты и говоры).

Второе. В случае отказа работника обратиться к руководству учреждения или на "горячую линию" учреждения: торговой сети АЗС, аптеки и т.д. (Руководство предприятия может локализовать конфликт на своем уровне, и жалоба снова не состоится).

Третье. В случае отказа или не обеспечения предоставления информации (услуг) на государственном языке необходимо зафиксировать факт отказа (с помощью аудио-, видео-, письменного подтверждения очевидцев) и данные предприятия. (Вряд ли руководство предприятия согласится подтверждать отказ от выполнения «мовного закона» перед видеокамерой. Еще меньшая вероятность - найти очевидцев, согласившихся давать письменные подтверждения).

Четвертое. Пожаловаться уполномоченному. (Но как видим, до составления самой жалобы дело вряд ли может дойти из-за процедурной многоступенчатости).

Также стоит напомнить, что звучание негосударственных языков на предприятиях сферы услуг не является поводом для жалоб, так как статья 30 Закона "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного" позволяет проводить обслуживание клиентов абсолютно на любом языке, а 10-я статья Конституции гарантирует свободное развитие, использование и защиту всех языков национальных меньшинств страны.

Предусмотрели далеко не все

Запреты и ограничения во все времена являлись главными коррупциогенными факторами.

К работникам различных контролирующих структур – налоговых органов, санитарных, противопожарных, полиции, СБУ, прокуратуры - добавятся еще и представители уполномоченного по защите государственного языка. Готово ли государство в полной мере обеспечить деятельность последней институции в жестких рамках закона, готово ли защитить бизнес и наемных работников от необъективности, мелких придирок, открытого прессинга со стороны контролирующих органов – вопрос остаётся открытым.

Штрафы вступают в силу только с 16 июля 2022 года. Но время летит стремительно, и данная дата – крайне близка.

Суммы взысканий не велики лишь по меркам заработных плат работников системы госуправления и членов многочисленных набсоветов – 5100-6800 гривен.

Для абсолютного большинства наемных работников – это или половина, или же вся заработная плата за месяц (примерно столько получает младший медперсонал в лечебных учреждениях).

Вряд ли стоит сомневаться, что потери в виде штрафов собственники и руководители предприятий возместят за счет наемных работников. А это означает, что семья работника останется без средств к существованию: дети останутся без полноценного питания и новых необходимых им вещей, взрослым придется затянуть пояса до такой степени, что чашка кофе в автомате станет для них предметом роскоши. В современных условиях, когда цены на продукты и товары первой необходимости ежедневно растут, а реальные доходы значительной части населения сокращаются – это далеко не абстрактная страшилка.

Насколько оперативно работают карательные системы показал опыт карантина, когда несколько водителей маршруток были оштрафованы на гигантскую для их уровня доходов сумму 17 тыс. грн. Хотя первейшая задача водителя – смотреть за дорогой, а не за соблюдением масочного режима.

Предусмотрены ли какие-либо санкции для необъективных доносителей или профессиональных «мовных провокаторов», задача которых не консолидация общества на основе действующего законодательства, а целенаправленное создание скандалов и разжигание социокультурных конфликтов с целью дестабилизации внутренней ситуации в стране? Вопрос остается открытым, несмотря на существующую опасность использования новых правил в недобросовестной конкурентной борьбе.

И все же вряд ли стоит драматизировать ситуацию. Существенным сдерживающим антиконфликтным фактором могут стать настроения самих потребителей, которые обращаются в предприятия сферы услуг именно за товарами и услугами – качественными продуктами, прической, маникюром, банно-прачечным обслуживанием, доставкой товаров и так далее – а не стремлением затеять скандал с перспективой вывода его на всевозможные информационные площадки.

Дмитрий Михайлов