Невыносимый Яценюк
Несмотря на гигабайты сарказма, вываленных в соцсети любителями заседаний Верховной Рады, премьер Яценюк вполне может занести свой поход на Грушевского 11 декабря в актив.
Даже попытки нардепа от БПП Олега Барны вынести на руках премьера с парламентской трибуны, скорее сыграли на руку последнему, наглядно продемонстрировав, что пан Арсений не только непотопляемый, но и невыносимый. Так что по экзамену на политическую хитро… в общем, зрелость напротив фамилии ныне действующего главы Кабмина можно смело ставить твердую «четверку».
Ожидаемый с плохо скрываемым нетерпением десятками нардепов, усердно собиравших подписи за отставку Яценюка, отчет о работе Кабмина более напоминал традиционный «час вопросов к правительству». Замечание Дмитрия Лубинца от БПП по поводу того, что выступление премьера юридически не является отчетом («Если бы это был отчет, мы бы 15 дней назад получили его в письменном виде, и все министры отчитались бы перед профильными комитетами») последний вообще оставил без внимания. Если people хавает, то раскрытие секретов приготовления информационных блюд со стороны представителей братских партий глава кабмина, очевидно, рассматривал не иначе как нарушение корпоративной этики, а посему ответил игнором.
Отчитавшись не отчитываясь, премьер проделал трюк в стиле исполнителя комических куплетов сэра Сэмюэля, отправлявшего слушателей одного за одним в сад, а затем заявившего, что это и были комические куплеты.
Баловать собравшуюся в зале и перед экранами телеприемников аудиторию какими-то изысками премьер не стал, продемонстрировав как политик, борющийся за звание ответственного, повышенный уровень прогнозируемости. Во всяком случае, предугадать основные пункты его выступления не составило особого труда (см. Тузы в премьерских рукавах, или Чем будет отбиваться Яценюк).
Начав с неоднократно озвучиваемой формулы самооценки – «мы много что сделали, много что удалось, но нам нужно много что еще сделать» - премьер отрапортовал о достигнутых успехах в стиле дорогого Леонида Ильича на 25-м съезде. В общем и целом выходило, что, несмотря на отдельные проблемы, созданные внутренними и внешними врагами, страна под чутким руководством партий и правительства шагает уверенной поступью по пути повышения социальных стандартов и экономического роста. А сообщение о том, что «правительство всегда исповедовало следующую политику – все, что хорошо, это заслуга народных депутатов Украины, все, что плохо – это ответственность персонально премьер-министра», можно скорее приписать склонности докладчика к тонкой иронии.
Даже некоторые заносы на виражах в виде рассказов о превращении Украины из импортера природного газа в экспортера в десятилетней перспективе не сбивали премьерский корабль с намеченного курса взвешенности и объективности и приветствовались умеренными аплодисментами. Ибо плох тот политик, который не имеет высокой мечты. (Кравчуку образца 1991 года приписывают заявления о том, что через пять лет украинцы будут жить как во Франции, Ющенко образца 2004-го – о том, что через десять лет те же украинцы будут жить как в Польше, заявления Саакашвили об ориентирах Украины на ближайшие два десятилетия тоже отличались достаточно высоким уровнем оптимизма.)
Владение современными технологиями превращения в персональные достижения всего, что угодно, вплоть до благоприятных погодных условий, позволило выдать резкое снижение цены на импортный газ за результат кропотливой работы главы кабмина, чисто на морально-волевых качествах обвалившего мировые цены на нефть собственными руками («Я скажу, какой была цена на газ, когда мы пришли: 500 долларов. А сегодня - 250».)
Ответственность за все просчеты, недочеты, провалы и прочие косяки глава правительства ровным слоем размазал по папередникам и соратникам, чем еще раз подтвердил высокий уровень мастерства переводить стрелки на все четыре стороны. И если с первыми все достаточно ясно – их задача олицетворять собой часть абсолютного зла, которая к счастью для всего человечества была повержена силами абсолютного добра – то позиция «я не я и корова не моя», занятая премьером, в частности, по вопросу противодействия коррупции, выглядели как сознательное нарушение негласной договоренности, в рамках которой коалицианты не трогают премьера, а тот в знак благодарности продолжает усердно выполнять функцию громоотвода для гнева народного.
По свидетельству нардепа от БПП Ольги Черваковой, некоторые из депутатов призывали фракцию демонстративно покинуть зал заседаний в виду того, что – далее цитата: «чувствовалась определенное провокационное поведение, честно говоря, и с трибуны, так как прозвучали некоторые высказывания с трибуны, которые произвели нехорошее впечатление на нас».
Однако, являющийся приговором для любого оратора демарш публики, покидающей зрительный зал, не состоялся. Заменивший его скандал с массовой дракой можно отнести как на счет одной из тех случайностей, что принесла победу еврооптимистам над носителями имперского сознания в почти проигранном сражении при Ватерлоо, так и умению главы правительства раскачать ситуацию до необходимой амплитуды. Применив совершенно фантастический отвлекающий маневр – вручение цветов представителю мужского пола, – депутат Барна попытался с помощью приемов из классического балета вынести премьера с трибуны, чем оглушительно взорвал ситуацию и переориентировал внимание миллиардов СМИ с одного события на другое.
В результате все остались в состоянии легкого смятения, одни премьер - в шоколаде, причем совершенно иного цвета и консистенции, нежели для него заготавливали изначально. О его якобы отчете за обвально-провально-завальный год, в течении которого в стране из всех показателей росли только цены и дети, практически никто не говорит. Все заняты ваянием фотожаб и сочинением анекдотов, что тоже можно считать колоссальным имиджевым приобретением, ибо в кругах шоу-бизнеса давно известно, что скандальная слава лучше, чем никакая. Перед Яценюком все извиняются, начиная от Юрия Луценко до Петра Алексеевича, которому после дележа заслуг с волонтерами снова пришлось делать скорбное лицо. А фракции «Народного фронта» представился великолепный шанс показать, что их ранее широко разрекламированная готовность за премьера хоть куда (как показали события, не только в огонь и воду, но и в морду политическим недругам) оказалась не беспредметным бла-бла-бла, а руководством к действию.
Новая возможность врезать по агрессору, который подло и нагло пользуется нашими картинками, также не была упущена коллективом действующего кабмина, что явилось значительным вкладом всех его членов в информационную войну. Ну и наконец, премьеру - хотя бы на время видеосъемки - достался прекрасный букет.
Пусть только тактическая, но победа была одержана столь убедительно, что победителя впору было вывозить из почтенного собрания на белом коне.
И даже легкое колебание эфира по поводу неевропейскости всего произошедшего не испортило общего впечатления. Бывали на властных этажах замесы и покруче – звіряче побиття женщины бутылкой по голове, пожилого генерала ногой по тому же месту, благородные поединки по правилам «двое в драку, третий не мешается» и неблагородные, с применением тактики гопоты «все на одного». Так что Европу, с пристальностью опытного натуралиста наблюдающую за поведением обитателей киевских коридоров власти, достаточно трудно чем-то удивить. Тем более, что уровень европейскости оценивается совершенно по другому: для этого достаточно смоделировать реакцию парламентского большинства, окажись на месте героического премьера некто из фракций или депутатских групп, не входящих в правящую коалицию.