Миф о двухпалатном парламенте. Ликбез для избирателя

1620

Подмена актуальной повестки дня давно и прочно стала одним из любимых технологических приемов представителей отечественного политикума.

Среди наиболее популярных долгоиграющих тем – импичмент президента, изменение Конституции, сокращение количества народных депутатов, отмена депутатской неприкосновенности (которую не отменял только ленивый на протяжении последних двух десятков лет – с нулевым результатом).

Миф об импичменте. Ликбез для избирателей

В данный перечень вполне органично монтируется новая "плодотворная" идея о создании двухпалатного парламента.

Представитель президента в Верховной Раде Руслан Стефанчук выступил с заявлением о том, что глава государства не исключает возвращения к теме создания двухпалатного парламента.

Поскольку перестановка стульев в чиновничьих кабинетах, по старой политической традиции, считается главным механизмом проведения управленческих реформ, за месседж тут же ухватились информационные ресурсы, понеся оный в массы.

В качестве идеологической подпорки для темы двухпалатного парламента из исторических хранилищ был извлечен референдум 2000 года, на котором действительно предлагалось высказаться населению по обозначенному выше поводу.

Почти 82% высказались "за". Или 24 с лишним миллиона человек, что значительно больше, нежели проголосовало за всех кандидатов в президенты вместе взятых на последних выборах. Хотя далеко не факт, что очень многие из проголосовавших представляли себе, что такое двухпалатный парламент, и не факт, что максимальная ясность наступила в среде электоральных масс два десятка лет спустя. Не исключено, что проголосовавшие руководствовались достаточно простой логикой (по иной версии - псевдологикой): если работа законодательного собрания никуда не годится, то некие, пусть даже и не совсем понятные перемены, в любом случае не повредят.

Особо украшенных конкретикой представлений о том, каким должен быть украинский двухпалатный парламент, ни у кого нет. Но в мире действительно существует большое количество государств, где используется именно такой формат законодательной власти. Как правило, это связано с определенными политическими традициями, формировавшимися в течение длительного времени. Классикой жанра является британский парламент – один из древнейших – состоящий из палаты лордов и палаты общин. Одной из причин разделения являлось то, что заседать в одной палате представителям знатнейших родов с представителями родов незнатнейших было не комильфо.

Но лордов в украинском политикуме нет и быть не может, поэтому ориентиром могли бы стать иные примеры – Франция или Соединенные Штаты…

Как правило, в нижней палате заседают законодатели, избранные либо по партийным спискам, либо по мажоритарным округам с равным количеством избирателей. То есть от многомиллионного региона, такого как Харьков и Харьковская область, избирается 28 мажоритарщиков, от Закарпатья – всего 6. Некоторым такое неравномерное представительство регионов представляется несправедливым. Поэтому в верхнюю палату принято избирать равное количество представителей от каждого региона. В нашем случае, например, по 2 и от Харьковщины, и от Закарпатья.

Стоит отметить, что нередко двухпалатные парламенты существуют в федерациях – а это слово в современном отечественном политикуме считается если не ругательным, то как минимум неблагонадежным.

В мировой практике часто встречаются следующие схемы деятельности двухпалатных парламентов: нижняя палата вырабатывает и принимает законы, а верхняя – их утверждает. В современном украинском государстве по факту последняя функция принадлежит президенту. По факту между ним и существующей Радой предлагается вставить еще одну палату, которая так же была бы наделена правом вето. Есть ли в этом смысл? Вопрос риторический.

Представления о том, что двухпалатные парламенты являются неким атрибутом успешных государств, не находят фактического подтверждения.

Двухпалатные парламенты существуют на Гаити, в Кении, в Узбекистане. Но – при всем уважении к трудолюбию и усердию народов этих стран – никто не слышал, чтобы данные государства входили в число лидеров по социально-экономическому развитию. В то же время являющиеся образцами успешности Швеция, Норвегия, Германия каким-то парадоксальным образом обходятся и одной палатой.

Данные примеры как бы намекают, что секрет кроется не в количестве палат, а в их качестве. Ведь может статься так, что  переписав Основной закон, перекроив избирательные округа, а следовательно, потратив немалые деньги налогоплательщиков, можно получить то же самое, только с перестановкой стульев. Уж не для таких ли случаев один известный баснописец сочинял ставшую классикой жанра историю о скрипичном квартете?

Некоторые критики идеи предлагают завести сразу шестипалатный парламент, чтобы одна из палат имела порядковый номер 6, совершенно в чеховском стиле. Но данный вариант, конечно же, относился к разряду политического юмора, апологеты которого просто очень болезненно реагируют на попытки представителей политических элит украсить уши представителей электоральных масс макаронными изделиями.

Дмитрий Михайлов