Миф об импичменте. Ликбез для избирателей

1792

За годы функционирования в стране демократических институтов появился целый рад народных примет – предвестников начал избирательного процесса. Плотный мужчина в костюме, перерезающий ленточку около покрашенной лавочки, молодцеватые помощники депутата с продуктовыми пакетами, миллионер на велосипеде, политический функционер в вагоне метро… В последнее время к этому списку добавились разговоры о необходимости принятия закона об импичменте.

4 июня Верховная Рада собирается рассмотреть законопроект о временных следственных комиссиях, который содержит нормы об импичменте президента.

Чаще чем закон об импичменте парламентарии и госдеятели иных рангов обсуждали только отмену депутатской неприкосновенности, которая, к слову, благополучно пережила все покушения со стороны бесстрашных законодателей.

Еще в ноябре 2014-го народные депутаты Тимошенко и Кожемякин вносили в Раду проект закона об импичменте. Но что-то не срослось.

В феврале 2015-го во время заседания Национального совета реформ пятый президент выразил согласие на подготовку закона об импичменте, но призвал депутатов не забывать и об отмене депутатской неприкосновенности. То ли у нардепов были более важные дела, то ли подобное пакетирование их насторожило, но реплика главы государства рассеялась в информационном пространстве без всяких последствий.

В 2017 году в Раде регистрировался еще один проект закона об импичменте, но до его принятия у депутатов руки не дошли.

Борьба "за импичмент" активизировалась во время президентских выборов, но тоже далее разговоров дело не пошло.

И вот совсем уж недавно, на прошлой неделе, президент Зеленский выступил с требованием, чтобы депутаты непременно приняли закон об импичменте.

Столь частое и активное возвращение к теме порождает некоторые подозрения в применении со стороны законотворцев достаточно примитивного манипуляционного приема - подмена актуальной повестки дня.

Мало кто знает, но процедура импичмента вполне четко прописана в Конституции, которая является нормативным актом прямого действия – статья 111.

Непременным условием для смещения президента в порядке импичмента является совершение главой государства государственной измены или иного преступления.

(Выделение государственной измены отдельно носит скорее эмоциональный характер, так как госизмена – обычное уголовное преступления, статья 111 УК).

То есть такие мотивы, как «нравится – не нравится», плохо выступает, принимает неугодные решения, ест шаурму, носит помятые брюки – для импичмента не годятся.

Только после совершения президентом преступления можно делать первый шаг.

Шаг номер один.

«Вопрос о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента инициируется большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины». То есть, не менее 226 депутатов должны поставить свою подпись под соответствующей инициативой и проголосовать за это решение.

Шаг номер два

Создание временной следственной комиссии, в состав которой включаются специальный прокурор и специальные следователи. Для этого также потребуются не менее 226 голосов.

Шаг номер три

ВСК проводит расследование и предоставляет свои выводы и предложения в Верховную Раду.

Шаг номер четыре

Рассмотрев выводы ВСК, «при наличии оснований Верховная Рада Украины не менее чем двумя третями от ее конституционного состава принимает решение об обвинении Президента Украины». За данное решение должны проголосовать не менее 300 депутатов.

Шаг номер пять

Конституционный суд проверяет дело и дает свое заключение о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте.

Параллельно Верховный суд должен дать заключение о том, что «деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или иного преступления».

Шаг номер шесть

Верховная Рада принимает решение о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента не менее чем тремя четвертями от ее конституционного состава. Понадобится не менее 338 голосов.

Шаг номер семь

Прощание с президентом, организованное по его инициативе, с выражением благодарности от лица массовки. Данный акт Конституцией не предусмотрен, поэтому не выходит за рамки частной инициативы.

В этом месте вполне логичной было бы зарождение в электоральных недрах прямого вопроса: "Каких еще импичментов вам не хватает?" Стилистически не совсем идеально, зато по смыслу.

Одним из оснований принятия закона об импичменте называлась сложность процедуры, предусмотренной Конституцией. Однако, совершенно очевидно, что никаким законом упростить данную процедуру парламентарии не в состоянии по определению. Для этого потребуется внести изменения в Основной закон. Последнее также крайне маловероятно в Раде восьмого созыва. Для изменения основного закона потребуется конституционное большинство – не менее 300 голосов, в то время как со сбором простого большинства парламентарии испытывают большие проблемы.

Максимум, чего смогут добиться депутаты – это создание более-менее качественной копии 111-й статьи Конституции.

Однако даже в такой бесполезной с практической точки зрения работе есть свои плюсы, если постоянно держать в уме приближение досрочных парламентских выборов. Будучи принятым, закон об импичменте обязательно станет одним из ключевых пунктов предвыборной агитации. Иной вопрос, насколько высоко избиратели готовы оценить подобного рода усилия претендентов на прохождение в Раду следующего созыва.

Дмитрий Михайлов