Лапша или гречка. На что клюет электорат

3150

Анекдот в тему.

- Доктор, у меня проблемы с барышнями.

- Ну так что ж вы хотели в свои 70 лет?

- А вот моему соседу 75, и он рассказывает, что у него много знакомых барышень.

- А кто вам мешает рассказывать то же самое?

 

Чем ближе избирательная кампания, тем больше головняка у отдельно стоящих кандидатов и политических сил. С чем идти к людям? Понятно, что с добром, с открытым сердцем и прочими заморочками, которые старик Карнеги рекомендовал как верные средства приворота. Но электорат стал ушл и начитан, а посему тупо на лыбу давно не ведется. К тому же на последних парламентских и президентских выборах отечественные политики окончательно проели кредит народного доверия. Прорвавшаяся под магистральным лозунгом «От зараз всім всьо буде!», старая новая политическая гвардия настолько не выполнила обещания, как никто еще за последних лет двадцать пять не выполнял, в результате чего многие темы оказались вообще в глухих минусах от исходной точки. И хотя во всякую предвыборщину практически никто не верит, руководствуясь народной приметой «обещать – не значит жениться», агитировать и лозунговать все равно надо. Традиции есть традиции.

Поскольку живем в век постмодернизма (ничего нового придумать нельзя, все придумано до нас), следует ожидать, что многие кандидаты предпочтут воспользоваться хорошо забытым старым. Тем более, что при проявлении смекалки, находчивости, инженерного подхода и прочих видов креатива любые брюки можно превратить в элегантные шорты.

Местные выборы вычеркивают из предвыборных программ целый ряд неплохих позиций: безвизовый режим, доллар по десять и так далее. Вряд ли на выборах головы Радосельской сельрады кого-нибудь зацепит лозунг «Вопрос о вступлении в НАТО должен решать народ». В лучшем случае крестьяне попросят у кандидата переписать рецепт такой забористой самогонки. Но и из того, что остается, тоже можно попытаться слепить что-нибудь такое, что издалека может быть принято за конфету.

Вряд ли многие отважатся грузить избирателя конкретикой. Пообещать пенсионерке лавочку у подъезда означает либо обречь себя на муки выполнения, либо прослыть на всю громаду обманщиком (электорально активные пенсионеры обладают хорошей памятью и феноменальной неутомимостью в деле передачи информации из уст в уста). Поэтому обещания типа «улучшить, углубить, расширить, повысить эффективность» всегда выглядят предпочтительнее.

Хорошо сработает подача позавчерашнего гарнира под соусом «настоящее». Любая тема – борьба с коррупцией, преступностью, олигархами, увяданием окружающей среды – заиграет новыми красками. Например, «настоящая борьба с коррупцией» и просто «борьба с коррупцией». Как говорят в Одессе, почувствуйте разницу. Тем более, что в мире, сотканном из фейков, подлогов и грязных инсинуаций, спрос на настоящее всегда высок.

Определенно, не все электоральные соки выжаты из темы люстрации. Обещание провести перелюстрацию недолюстрации может непродолжительное время продержать целевую аудиторию в повышенном тонусе. Обострение приступов «социальной справедливости» во времена перестроек, революций и псевдореволюций делают созерцание процесса посажения объекта люстрации в мусорный бак жизненно необходимым.

Высшей степенью политического дальновидения можно считать сохранение нескольких памятников проклятому прошлому. Грамотным пиар-ходом было бы не просто ввести процесс низвержения в благопристойные рамки, но и украсить его многочисленными атрибутами торжественного ритуала. Дети с цветами, активисты с шинами, оркестр играет что-то сурово народное, кандидат Петро Семеныч завязывает ленточку бантиком, коммунальщики заворачивают статую в белое простырадло. Акцию можно также занести в раздел выполнение обещанного прямо на глазах у изумленной публики – еще депутатом не стал, а уже сделал. Вот это мужик! Настоящий Семеныч!

Под рубрикой «человек слова» пойдут и гречкосеи. Здесь вообще все незамысловато, никаких обещаний и лозунгов выдумывать не надо. Алгоритм действий прост и прозрачен, как трехлитровая банка: «Ешь и голосуй!» И хотя губернатор Харьковщины грозится с телеэкранов страшными губернаторскими карами, опыт братской Черниговщины показывает, что, кроме непреодолимых мук совести, гречкосеям ничего не грозит.

Балалайка без струн. Особенности национальной отмены депутатской неприковновенности

В условиях полного падения всего как никогда актуальной может стать тема поднятия с колен. То, что данный прием использовали еще на выборах родоплеменных вождей в эпоху глиняных кастрюль, настораживать не должно. Технология подкупает, прежде всего, своей простотой и универсальностью, поскольку в природе нет решительно ничего, что нельзя было бы поднимать с колен: науку, искусство, сельское хозяйство, полезные микроорганизмы, Хацапетовку и Шароваровский район.

Самые отчаянные могут скрепить свой электорально ориентированный месседж каким-либо суровым мужским обещанием. В свое время один из прорабов перестройки Борис Ельцин обещал лечь на рельсы. А бывший лидер британских либеральных демократов Пэдди Эшдаун - съесть свою шляпу (для отдельных регионов Украины более актуальным может стать галстук). Никаких юридических последствий подобные обещания не имеют, но избирателя определенно позабавят, да и прессе будет о чем писать.

Те, кто вообще ничего не собирается делать (даже Ленина сносить), скорее всего, будут продвигать в массы лозунг: «Правило у нас простое – сам построй время золотое!» Речевка ориентирована на ту часть электоральной среды, в которой в принципе никто ничего сам сделать не в состоянии, но и признавать это категорически отказывается. В конечном итоге, эти люди либо, разделавшись с гражданским долгом, быстро теряют интерес к данной теме, либо превращаются в коняг из романа Оруэлла «Фабрика энимэлов» и начинают самозабвенно строить башню до небес.

Прицепом идут темы объединения - «Вместе мы сила», или изменения - «Чтобы мир изменился, измениться должен каждый из вас».

За потрясающей, на первый взгляд, философской глубиной данных политических заманух скрывается их феноменальная практичность, поскольку вся нагрузка за реализацию предвыборной программы перекладывается с избираемых на избирающих: «У нас ничего не получилось, потому что вы ничего не сделали, не изменились совсем, да и объединились плохо. Кто ж вам теперь доктор Фрейд?»

Вряд ли выстрелят за проходной барьер предвыборные обещания из рубрики «Приколы нашего городка»: спилить спутниковые антенны, переименовать одну из соседних стран, построить стену длиной 600 километров или пробурить вилами новую газовую скважину.

Кто будет выполнять роль «городского сумасшедшего» - человек-тапок, гость из будущего или говорящая пуговица - предсказать пока трудно. Но, учитывая легкий электоральный нигилизм, замешанный на тяжелом бытовом цинизме, поразившие определенный сегмент голосующего населения, приз зрительских симпатий исполнителям политической клоунады обеспечен.

Фото: kurer-sreda.ru

Андрей Кравченко