Как избавиться от криворожского синдрома

2194


Для начала, что называется, случай из жизни. Накануне поединка за шахматную корону в 1975 году действующий чемпион мира Роберт Фишер выдвинул прелюбопытнейшее условие: претендент Карпов для победы в турнире должен выиграть десять партий. Самому же Фишеру, для того чтобы стать победителем, достаточно было и девяти.

Отдаленная от нас во времени и пространстве история достаточно красочно иллюстрирует избирательный процесс в современной Украине, предполагающий достаточно гибкое использование правил арифметики. При определенных условиях, например, 88 457 голосов могут оказаться больше, чем 89 209 голосов. Или, во всяком случае, не меньше. Для доказательства этого не нужно собирать конгресс математиков, достаточно 226 депутатов Верховной Рады, готовых поддержать проект Закона Украины «О проведении внеочередных выборов Криворожского городского головы» - документ любопытный во всех отношениях.

Спустя месяц после второго тура мэрских выборов в Кривом Роге часть парламентариев начала склоняться к мысли, что, несмотря на утвержденные избиркомами данные (Юрий Вилкул - 49,25%, Юрий Милоног - 48,83%), установить результаты выборов, пожалуй, не представляется возможным. Изначально заявленная тема пересчета голосов на отдельно взятых участках оказалась непродавливаемой, что предопределило логику дальнейшего развития событий в виде перехода от мытья к катанию.

Сообщения о фальсификациях на сегодняшний день прочно застряли в популярных рубриках «частное суждение» и «я так вижу». Наличие такого во многом неудобного фактора как презумпция невиновности не позволяет делать какие бы то ни было выводы до принятия соответствующих судебных решений и установления виновных в вышеозначенных правонарушениях. А аргументация сторонников пересмотра результатов выборов отличается крайней степенью расплывчатости. В частности, лидер партии «Самопоміч» Садовой заявил, что «произошел вброс голосов на спецучастках, где зафиксирована аномальная явка и аномальная поддержка Вилкула-старшего». Однако избирательное законодательство не содержит таких понятий, как «аномальная явка» и «аномальная поддержка». С таким же успехом противная сторона могла бы заявить об аномальной поддержке кандидата от «Самопомочі», который улучшил свой результат с 20 тысяч в первом туре до 88 тысяч – во втором. В любом случае уровень «аномальщины», выходящий за рамки закона, должны установить органы, которые в народе принято называть компетентными. А поскольку этого пока не произошло (и совершенно непонятно, произойдет ли), хороводы вокруг мэрского кресла в отдельно взятом районе решено перенести из правовой плоскости в политическую.

Байден не указ

Как отметил классик жанра, главным вопросом всякой революции является вопрос о власти. Не о законности, правах, свободах, социальной справедливости и тому подобных прелестях либерального общества, а именно о власти. Что лишний раз демонстрирует проект закона о внеочередных выборах криворожского мэра и сопроводительные к нему тексты.

Очевидно, памятуя о том, кто (вернее, что) является сестрой таланта, авторы уложились всего в два пункта, что значительно упрощает разбор полетов законодательной мысли.

Итак:

Досрочно прекратить полномочия Криворожского городского головы Ю.Г. Вилкула (а именно он является мэром по результатам выборов 2010 года – авт.).

Внеочередные выборы Криворожского городского головы назначаются на 27 марта 2016 года и проводятся в порядке, определенном Законом Украины «О местных выборах».

Со вторым пунктом все более-менее понятно. Тем более что в 2012 году уже были прецеденты назначения Радой новых выборов после признания невозможности установления результата. Правда, там речь шла о выборах народных депутатов, присутствовало решение ЦИК, а страна существовала при власти, в публичных дискуссиях упоминаемой не иначе как с эпитетом «злочынная».

А вот пункт номер один вызывает целый ряд вопросов, центральное место среди которых занимают «С какой радости?» и «С какого перепугу?»

Специалисты Главного научно-экспертного управления, что называется, как по нотам расписали, в каких случаях прекращаются полномочия городского головы, напомнив авторам проекта содержание статьи 79 Закона «О местном самоуправлении в Украине».

Случай номер один: обращение с личным заявлением к городскому совету о сложении полномочий городского головы.

Пикетирования здания Криворожского горсовета, очевидно, были направлены на реализацию именно этого варианта, в противном случае акции просто не имели содержательного наполнения. Но в силу каких-то одному ему известных причин Юрий Вилкул такого заявления пока не сделал.

Случай два – прекращение гражданства – тоже мимо кассы.

Вступления в силу обвинительного приговора суда (случай номер три) пока не наблюдается. Хотя данный вариант является единственной логичной схемой разрешения спорной (или якобы спорной) ситуации, возникшей на основе осуществления (или якобы осуществления) фальсификаций. Отсутствие же виновных в правонарушении фактически закрывает фальсификаторскую тему, поскольку принцип «оно само» в данном случае выглядит крайне надуманным.

Четвертый случай предполагает отзыв с должности по народной инициативе. Однако данная процедура настолько громоздка (к тому же без каких-либо железных гарантий на успех в виду отсутствия четкой уверенности в народных настроениях), что подобный вариант освобождения мэрского кресла даже никем и не озвучивается.

Случаи номер пять и шесть, предполагающие летальный исход для должностного лица, даже не хотелось бы и обсуждать - исключительно чтобы не подавать никому неконструктивные идеи.

Процесс досрочного прекращения полномочий городского головы в соответствии с частью 2 той же 79-й статьи того же Закона «О местном самоуправлении» (в случае нарушения Конституции, прав и свобод граждан, не обеспечения предоставленных полномочий) натыкается на крайне хлопотную часть 3 – по решению местного референдума или соответствующего совета, принятого в ходе тайного голосования двумя третями депутатов.

Как видим, ни в одном из случаев прекращения полномочий городского головы закон не предусматривает участие Верховной Рады.

Невыносимый Яценюк

«Таким образом, - делают вывод специалисты научно-экспертного управления, - поданный закон в части прекращения полномочий городского головы по решению Верховной Рады не согласуется с Конституцией Украины, согласно которой ее полномочия определяются исключительно Конституцией Украины (часть 2 статьи 85), на чем неоднократно делал ударение в своих решениях Конституционный суд Украины». 

И это еще не все. Последующие удары экспертов еще неприятнее.

«Исходя из приведенного анализа законодательства Украины, назначение внеочередных выборов городского головы Верховной Радой Украины возможно лишь после досрочного прекращения его полномочий, которое должно осуществляться в соответствии с Конституцией Украины и указанных выше законов Украины».

Как говорится, шах и мат? В правовой плоскости - да. В политической – отнюдь. Поскольку на политической доске играют по большей части не в шахматы, а в «Чапаева», то и основные правила гораздо проще действующего законодательства.

Попытки легкого троллинга со стороны оппонентов, зарегистрировавших зеркальный проект Закона «О проведении внеочередных выборов Львовского городского головы», были оставлены без внимания. И далеко не факт, что данный документ доберется до стадии голосования.

Пятикратное голосование за досрочные выборы в Кривом Роге достаточно ярко продемонстрировали стремление к принятию именно политического решения, о чем, к слову, отдельные нардепы заявляли открытым текстом. Такой же пятикратный провал голосования показал, что политическая воля пока есть не у всех. Акцент в сообщениях о происшествии на том, что именно фракции «Оппозиционного блока» и Радикальной партии в сумме дали всего один голос, призваны были несколько отвлечь внимание от объема голосов, поданных Блоком ПП и «Народным фронтом», которые при наличии ярко выраженного усердия со стороны «Самопомочі» могли бы решить вопрос, практически не напрягаясь. Но результаты на табло продемонстрировали, что заинтересованность в криворожских перевыборах у двух самых больших фракций находится только в стадии формирования. Анонс поддержки законопроекта на новой сессионной неделе с 22 по 25 декабря в исполнении замглавы фракции БПП Кононенко скорее означает, что предшествующие дни пройдут в тщательных торгах.

Впрочем, законодатели могли бы себя не мучить безрезультатными пятикратными голосованиями по одному и тому же проекту, решив проблему системно и обезопасив страну от криворожского синдрома раз и навсегда посредством внесения соответствующих изменений в избирательное законодательство. Например, если представитель коалиционной партии занимает на выборах второе место с отрывом менее тысячи голосов, то результат признается таковым, который невозможно установить, и повторные выборы назначаются автоматически. Это в значительной мере снизило бы накал страстей вокруг темы фальсификаций и сэкономило бы значительные внебюджетные средства, выделяемые на борьбу за права избирателей. Правда, побочный эффект в виде значительного сужения пространства для межфракционных торгов с последующим принятием политических решений может перечеркнуть все приобретения.

Андрей Кравченко