Хомо геликоптерикус, или Турчилет с мотором

1734

Во французской политической мифологии существует изрядно бородатый, но все еще пользующийся большой популярностью исторический анекдот. Когда супруге Людовика XVI Марии-Антуанете рассказали о том, что крестьяне голодают из-за нехватки хлеба, коронованная особа, в недоумении пожав плечами, сказала: «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные».

В соответствии с учением классиков философской мысли об эволюционном развитии жизненных ситуаций от трагедии к фарсу, история повторилась примерно через двести пятьдесят лет. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов предложил изнывающим от бездорожья согражданам пересаживаться на вертолеты. Возможно, столь гениальная мысль и не родилась бы на свет, если бы рабочий график не забросил начальственную сущность на вертолетный завод с целью произнесения мотивирующей речи. Поначалу ничто не предвещало конфузов. Для затравки ответственный работник использовал тривиальный, но проверенный прием «обращение к историческим корням», сообщив о продолжении вертолетных традиций «великого земляка Игоря Сикорского», который хоть и не имел влияния на традиции отечественного вертолетостроения, плюс ко всему отличался имперско-монархическими взглядами, но в силу законов антилогики оказался в пантеоне национальных героев.

Апелляция к успешному опыту персонажей из далекого прошлого является вполне оправданной в агитационно-пропагандистском плане при отсутствии каких-либо видимых достижений в настоящем. Но собравшиеся услышать начальственное слово не остались и без «сладкого». Оратор приложил максимум усилий для того, чтобы блеснуть оригинальностью мышления.

Далее цитата: «Вертолетное производство является очень перспективным направлением для гражданского сектора. Легкие вертолеты - мобильные и быстрые, могут решать вопросы транспортного сообщения, И пора посмотреть на вертолет как на обычное и эффективное транспортное средство».

Слышится в этом нечто и от лозунговщины эпохи перемен – «стальной конь придет на смену крестьянской лошадке», и от классики фельетонного жанра – «ударим вертолетопробегом по бездорожью и разгильдяйству». В общем, как мог бы сказать Великий комбинатор с трибуны митинга в каком-нибудь Удоевске, будь в его времена механизмы подобной конструкции: вертолет – не роскошь, а средство передвижения.

Кроме прочих преимуществ – быстрота, экстрим, романтика – вертолет, по версии Александра Валентиновича, способен избавить население хотя бы от одной из извечных бед – от дорог.

Цитата номер два: «В Украине много проблем со строительством дорог, которые решаются достаточно трудно и медленно. Но небо у нас отвечает лучшим европейским стандартам без инвестиций, и ему не нужен ямочный ремонт, на котором можно украсть деньги».

У киевского мэра, утверждавшего, что для того, чтобы вода стала горячей, ее надо подогреть, была куда менее стройная логическая конструкция. А фраза «небу не нужен ямочный ремонт» просто вообще обречена на то, чтобы стать крылатой.

И все же, что не так в раскладках выдающегося теоретика вертолетоприменения?

Во-первых, то, что небу не нужен ямочный ремонт, вовсе не означает, что на нем нельзя украсть деньги, хотя это и совершенно другая история.

Во-вторых, со своими гениальными догадками секретарь СНБО опоздал на много лет. Вертолетное такси – это не новость. Наибольшее их количество, например, в Сан-Паулу, Нью-Йорке и Токио – городах с населением более 10 миллионов жителей и чрезвычайно высокой интенсивностью движения автотранспорта.

На территории Украины также давным-давно уже действует воздушное такси. Перелет из Киева в Буковель и обратно может стоить от 3300 долларов. Киев-Львов-Киев – 3500 долларов.

Получасовая прогулка эконом-классом – 300 условных единиц. Примерно столько получает среднестатистический наемный работник в стране за месяц.

На первый взгляд, может показаться, что секретарь СНБО относится к тому разряду революционеров, о которых классик жанра говаривал: «Слишком далеки они от народа». Но не исключено, что вертолетный ляп является как раз проявлением максимальной близости начальствующего элемента к обывательской гуще. Основная масса населения тоже мало осведомлены о стоимости поездок в вертолетном такси. А все, кто имеет представление, что почем, уже давно пользуются вертолетным транспортом без напоминаний «эксперта».

В вопросах более привычного применения вертолетов секретарь СНБО также оказался более плавающим, нежели парящим.

Цитата номер три: «Конструкторы и инженеры создают легкие многоцелевые вертолеты, которые могут использоваться в пограничных войсках, в ГСЧС для нахождения и локализации чрезвычайных ситуаций, для разведки и выполнения боевых задач тактического уровня в вооруженных силах».

Могут. Но не будут. Как минимум, «в ГСЧС для нахождения и локализации чрезвычайных ситуаций». Министерство внутренних дел приобретает 55 машин во Франции, что закроет для ведомства вертолетную тему на пару-тройку десятилетий вперед. И об этом секретарь СНБО должен быть хотя бы наслышан в общих чертах.

«Дело Аваковых». На вертолетах в рюкзачках

Причины же расхождения информации, доносимой ответработниками до широкой  аудитории вербальным способом, с объективной реальностью, данной нам в ощущениях, следует искать в наиболее популярных в коридорах власти трендах. Политическая фантасмагория становится одним из самых популярных агитационно-пропагандистких жанров. Ведь если министр здравоохранения вместо обеспечения больных инсулином занимается разоблачением мифов о перекиси водорода, а министр инфраструктуры, как минимум, раз в неделю запускает Hyperloop, то такой вэри импотент персоне как секретарь Совета безопасности отставать тоже никак не годится.

 

Екатерина павловская