«Дело Аваковых». На вертолетах в рюкзачках

1794

Вместо эпиграфа

«Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете»

(Александр Тимофеевский, «Песенка крокодила Гены»)

 

Едва Специальная антикоррупционная прокуратура сняла подозрение с Александра Авакова – сына министра внутренних дел – в расхищении государственных средств на закупке рюкзаков для нужд ведомства, как вокруг Авакова-старшего начали разгонять новый «коррупционный скандал».

Издание golos.ua разместило материал с заголовком «За закупку французских вертолетов для министерства Авакова Украина переплатит 200 миллионов евро» (сделавшее перепечатку, elise.com.ua усилило элемент скандальности в заглавии – «Это уже не рюкзаки: Авакова разоблачили в раскрадании 200 млн евро»)

Некий безымянный источник в Комитете Верховной Рады Украины по вопросам европейской интеграции якобы (в данной истории это ключевое слово) сообщил изданию, что министерство внутренних дел, намеревавшееся приобрести 55 французских вертолетов, переплатит за импортную технику 200 миллионов евро (6 млрд грн.)

Заключенная еще 29 мая при участии Арсена Авакова сделка уже подвергалась жесткой, если не уничтожающей критики.

Позитивные комментарии Арсена Авакова ("это очень большой структурный проект внутри Украины, за который мы взялись при поддержке президента Петра Порошенко и премьер-министра Владимира Гройсмана") не были приняты критиками в рассчет.

Для наведения резкости в мутной (насколько можно судить по откликам электронных СМИ) истории все претензии критиков следовало бы разложить по пунктам.

Первое. Вертолеты не настолько хороши, как о том рассказывают участники сделки.

Второе. Геликоптеры якобы побывали в эксплуатации. Модель – не новая, а является модернизацией порождения технического гения 70-х.

Третье. Импортный товар приобретается в ущерб отечественному производителю, который тоже может предоставить летательные аппараты, только в три раза дешевле. Речь идет об известном украинском предприятии "Мотор Січ".

Четвертое. А ведь поляки, заключившие в 2012 году сделку на такие же машины, отказались от приобретения в пользу товара местного производства (который, к слову, является модификацией советского вертолета Ми-8, подобного тем, что производятся в Украине).

Пятое, недавно вскрывшееся. Якобы сумма кредита, который намереваются получить для закупки вертолетов, чуть ли не вдвое превышает их стоимость. Одна машина "весит" 5 миллионов евро. Для закупки 55-ти потребуется 275 миллионов. А сумма кредита якобы составит 475 миллионов евро.

В общем, кто следит за событиями хотя бы с 2009 года, наверняка припомнит, что примерно за такие же штуки Юлия Владимировна сидела в "холодной" и перенесла неразгибание спины в тяжелой форме. Впоследствии, она была объявлена узницей совести. Но с недавних пор премьер Гройсман заговорил о том, что преследовали ее чуть ли и не по делу. Есть, мол, в газовых контрактах запашок государственной измены. Но это – к слову.

Аваков-сын и рюкзачки. Криминальный happy-end

Правда, у Арсена Борисовича в отличие от бывшего партруководителя есть железная отмазка: вертолеты приобретаются у идеологически близкого партнера, а следовательно, являются малой горстью в созидание евроинтеграционного холма. Да и французы, если что, сдать не должны, ибо такая тень на репутационный плетень им тоже абсолютно ни к чему. Опять же повторимся – это, если что. Так как в чистоте помыслов и в верности идеалам революции Арсена Борисовича никто не сомневался и не сомневается.

Гораздо более острым является вопрос не "Что?", а "Почему?" (Недаром в старых школах наиболее склонных к развитию детей называли "почемучками").

Почему уже как бы ушедшая в новостные запасники тема подобно подводной лодке Фантомаса всплывает на поверхности информационного моря, спустя несколько недель после того, как САП выводит из состава подозреваемых по громкому "Делу о рюкзачках" Александра Авакова? Если ориентироваться исключительно на визуальное восприятие картины бытия, может сложиться впечатление, что министр внутренних дел оказался в объятьях политических партнеров, решивших опробовать на нем тактику удава, чередуя удушающие объятья с перерывами на раздумье: проглотить сейчас или оставить на черный день. Подозрения на этот счет косвенно подтверждаются решимостью генерального прокурора пощупать за бока политических попутчиков. Например, так называемую "винницкую команду". Обыски в Винницком филиале Государственной фискальной службы кое-кто из экспертов уже окрестил "Войной генпрокуратуры против Гройсмана". Поговаривают, что вот-вот могут попросить на выход с вещами представителя того же региона руководителя ГФС Мирослава Продана. И если исчезновение с политического небосклона (или стремительное остывание) такой звезды как Гройсман вряд ли кого-то растрогает до глубины души, то попытки перемножения на ноль такой яркой и, не побоимся этого слова, самобытной фигуры как Арсен Борисович, которого прочили не то в президенты, не то в демократические диктаторы, превратит и без того не радужную политическую палитру в унылую синь и зелень.

Дмитрий Михайлов