Готов ли Харьков к пандемии по сценариям Зеленского

2888

Низкий уровень адекватности принимаемых управленческих решений нередко обуславливается отсутствием представления о реальной картине мира.

Президент Владимир Зеленский выступил с очередным заявлением, вошедшим в текущую повестку дня под заголовком «Три сценария развития коронавируса в Украине».

За основу каждого сценария взята вероятная часть граждан страны, которая в перспективе может оказаться пораженной вирусом.

Далее цитата.

«Сегодня есть три сценария развития событий. Первый: от трех до пяти процентов одновременно заболевших. Это болезненные цифры. Но такой сценарий не является катастрофой. Тогда мы переживем этот шторм.

Второй сценарий. 25% больных.

Третий - более 50% больных коронавирусом одновременно.

Второго и тем более третьего сценария наша медицинская система не выдержит».

Граждане, имеющие отдаленное представление об арифметике, могут не заметить несоответствий. С виду все логично. Мало больных – медсистема справляется. Много – не справляется. Картина заметно меняется, когда в руках оказывается калькулятор.

Что такое 3%, и что такое 5%?

При населении страны приблизительно 42 миллиона человек, 3-5% составляют 1,26-2,1 миллиона человек.

Проведем сравнение с дружественной Италией, где по состоянию на 30 марта заболели порядка 100 тысяч человек. Это составляет 0,16%. Не 3 и не 5, и даже не 1. Но в Италии о кризисе медицинской системы начали говорить, когда количество больных находилось на уровне 30 тысяч, то есть 0,05% от всего населения.

При этом медицинские учреждения Италии по техническому оснащению выглядят немногим лучше, нежели украинские. Например, количество аппаратов искусственной вентиляции легких в итальянских больницах составляет около 5000. В украинских – 3600. То есть, значительно меньше. Тем не менее, в Италии уже официально заявляют, что медикам постоянно приходится выбирать между двумя и более претендентами на ИВЛ, то есть принимать решение, кому дать шанс на жизнь, а кого обрекать на гибель без медицинской помощи (по одной из версий, аппараты достаются тем, у кого больше шансов на выживание, по другой, выбор делает размер кошелька пациента, что может быть чрезвычайно актуальным и для Украины).

Кто поможет Харькову в эпоху коронавируса?

Теперь попробуем предложенные президентом сценарии спроецировать на Харьков. В городе проживает 1,44 миллиона человек. 3-5% населения Харькова – это 43-72 тысячи человек.

В Харькове – 163 аппарата искусственной вентиляции легких.

Схожая ситуация и в сельских районах Харьковской области. При населении примерно 1,26 миллиона человек количество аппаратов ИВЛ составляет 133 единицы. Ситуация усугубляется тем, что аппараты рассредоточены по очень большой территории. А 3-5% для Харьковской области это 38-63 тысячи человек (приплюсуйте к харьковским показателям самостоятельно).

Минздрав определил 17 больниц в Харьковском регионе, в которые планируется госпитализировать коронавирусных пациентов (10 в области и 7 в Харькове). В этих больницах всего 4155 койко-мест. Из них 805 инфекционных мест и 188 мест для изоляции заболевших.

Сценарий, предложенный президентом в качестве оптимистического, является и для страны, и для отдельных регионов – не просто катастрофическим, а гиперкатастрофическим. Могут ли президентские райтеры произвести элементарные подсчеты, чтобы глава государства не нес в массовое сознание нечто не соответствующее реальному положению вещей? Наверное – да. Но для людей, которые не видят принципиальной разницы между миллионом и миллиардом, Словакией и Словенией, обсервацией и обсерваторией – это не столь уж и важно. Общие-то контуры проблемы очерчены верно. А доктрину Артемия Филипповича Земляники в отечественном здравоохранении, судя по всему, никто не отменял: «Человек простой если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет…» (Николай Васильевич Гоголь, «Ревизор», явление 1-е).

Екатерина Павловская