Еврооптимистическая трагедия

3764

На фоне тотальных провалов в экономической и социальной сферах шанс зацепиться за перемогу предоставляется на внешнеполитической арене.

Высокий уровень актуальности данной темы обусловливается хотя бы тем, что из трех составляющих идеологии правящего режима – безвиз, санкции, декоммунизация – первые две, являющиеся важнейшими факторами внутренней украинской политики, чуть более чем полностью зависят от позиции западных партнеров.

Мечта о безвизовом режиме, ставшая морковкой на удочке для сотен тысяч (по иной версии, для миллионов) участников массовых протестных движений двухлетней давности, и реализация которой откладывалась уже неоднократно, должна быть материализована в самые сжатые сроки, в пиковом случае – до конца нынешнего года. Возможность дать хоть один конкретный ответ на вопрос «За что стоял майдан?» может стать для правящей команды крепкой соломиной, которую при грамотном политтехнологическом подходе можно подать и как пьедестал почета. В противном случае рассказчиков о безвизовых перспективах ожидает судьба попугая Кеши, который за первое исполнение номера «А вы не были на Таити?» был осыпан карамельками, за второе - награжден жидкими аплодисментами, за третье – подвергнут отлучению от кормовой базы

За последние полтора месяца был сделан гигантский шаг в направлении безвиза: от заявления экс-министра иностранных дел Польши Яна Трущински  о том, что «безвизовый режим для украинцев уже в пределах досягаемости» до выступления докладчика Европарламента Марии Габриэль, сообщившей, что Европарламент может дать сильный сигнал в пользу либерализации визового режима. Но существующий уровень силы политического трения препятствует скольжению в заданном направлении.

Изначально ЕС выступил в роли строгой, но конструктивной мачехи из пьесы Шварца, предложившей Золушке пакет «безвизовых заданий». Что-то вроде: «Прибери в комнатах, вымой окна, натри полы, выбели кухню, прополи грядки, посади под окнами семь розовых кустов, разбери семь мешков фасоли, белую отдели от коричневой, познай самое себя и намели кофе на семь недель». И только после этого героине сказки разрешалось побежать в парк и постоять под королевскими окнами.

Гибридная победа

Года полтора едва ли не каждое второе решение Рады подавалось как очередной шаг к либерализации визового режима с ЕС, что было не лишено определенной приятности для участников процесса, ибо под видом борьбы за народное счастье можно было провести нормативные акты, максимально учитывающие и узкогрупповые интересы, что являлось высоким актом гармонизации взаимоотношений личного и общественного.

В общем работа была проделана титаническая. Но.

В марте Европарламент официально разделил рассмотрение либерализации визового режима для Грузии и Украины, что для украинской стороны, как менее продвинутой в вопросах евроинтеграции и более проблемной в связи с экономическим и военно-политическим кризисом, прозвучало как просьба немного обождать за дверью.

Ныне ЕС отложил введение визовой либерализации и для Грузии, а Украину предупредил о задержках на пути к безвизу, чем, собственно, в очередной раз подставил местный правящий режим (хоть для основной части населения в связи с резким падением уровня жизни данная тема давно утратила практическое значение, ее пропагандистский потенциал еще далеко не исчерпан). Мотивация ЕС – миграционный кризис – если и не выглядит извлеченной из пальца, то оставляет осадочек. При всей глубине социально-экономического падения относить граждан Украины в категорию потенциальных беженцев однозначно рановато.

Даже предоставление «ложного безвиза» (с параллельным введением механизмов его мгновенной отмены или комплекса ограничений) могло бы подарить главным выразителям еврооптимизма некоторое количество рейтинговых очков. Но пока трактовки открытости мира в исполнении коллективного запада не отличаются широтой.

Безвизовый режим нужен как воздух

Обсуждение украинского вопроса визовой рабочей группой Европейского совета может привести к очередному усилению сигнала, но Европейский парламент, в компетенцию которого входит принятие решения по безвизовому режиму, возобновит свою работу только в середине сентября. То есть, скорее всего, как пелось в одной популярной песне в старинном новогоднем огоньке, «программа передач на завтра переносится на завтра».

Гораздо более обнадеживающе пока выглядит тема санкций против страны-агрессора. Хотя роль украинской дипломатии в решении данного вопроса в ту или иную сторону еще менее значима.

Нытье санкционных скептиков по поводу нецелесообразности дальнейших финансовых потерь было решительнейшим образом пресечено руководством ФРГ, которое худо-бедно пока еще в состоянии держать ситуацию в ЕС под контролем.

1 июня официальный представитель правительства ФРГ Кристиане Вирц озвучила позицию канцлера Меркель: «В настоящий момент канцлер не видит никаких оснований для отмены санкций». 4 июня сама Канцлер подтвердила продолжение санкций, сопроводив свое выступление рассуждениями о перспективах создания единого евразийского экономического пространства от Владивостока до Лиссабона, что должно рассматриваться ответственными за украинскую внешнюю политику, как попытка забросить в банку с повидлом ложку гуталина.

Третьей международной задачей, возникшей в связи с неудовлетворенностью официального Киева содержанием Минских соглашений, является поддержание в поле обсуждения вопроса о введении полицейской миссии ОБСЕ в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Шансы на организацию подобной миссии, как говорят математики, стремятся к нулю, но это как раз тот случай, когда шашечки гораздо важнее поездки. Активизация дискуссии вокруг полицейской миссии может рано или поздно подвинуть «нормандскую четверку» (или, во всяком случае, некоторых из ее членов) к идее о перекройке минского формата, который, по большому счету, уже давно выпал из формата. И даже если никаких сдвигов с мертвой точки не произойдет, затяжка времени вполне может устроить всех, кто исповедует принцип Скарлетт О’Хара: «Не буду думать об этом сегодня, подумаю об этом завтра».

Итак, поскольку структуры, отвечающие за продвижение национальных интересов на международной арене, не способны решать задачи по расширению внешних рынков, привлечению инвестиций, или хотя бы заморозке строительства второй очереди «Северного потока», то до конца нынешнего года для получения твердой «четверки» необходимо решить следующие три вопроса:

- отмена визового режима под любым соусом, с любыми оговорками и во что бы то ни стало;

- сохранение санкций против РФ (хотя на данный процесс гарант и ведомство Климкина могут влиять лишь с помощью практики жрецов Гаитянского вуду, тем не менее, должны быть задействованы все средства);

- сохранение вопроса о полицейской миссии в повестке дня любых международных организаций от ООН до ИААФ.

Пока же на западном фронте без перемен. И это устраивает официальный Киев лишь отчасти. Провал первого пункта потребует серьезной работы райтеров по формированию пакета объяснений в рубрике «От такая ерунда, малята, приключилась». А в случае провала второй позиции (что автоматически делает бесполезной и третью) только виртуозное владение техникой переобувания в прыжке может спасти представителей правящего режима от полного политического банкротства.

Андрей Кравченко