Елена Зайцева как реинкарнация Андрея Полтавца
Недавний арест Геннадия Дронова вывел "Дело Зайцевой" на совершенно новый путь развития, гораздо менее предсказуемый, нежели могло показаться изначально.
Напомним, что 18 октября автомобиль Lexus RX, за рулем которого была 20-летняя студентка ХНУ им. Каразина Елена Зайцева, после столкновения на углу Сумской и переулка Мечникова с Volkswagen Touareg, за рулем которого был Геннадий Дронов, убил пятерых человек. Шестой пострадавший позже скончался в больнице.
В первые пару недель после трагедии дело представлялось не самым запутанным. Тем более что Харьков уже имел печальный опыт дорожно-транспортного беспредела с аналогичными по степени неисправимости последствиями.
2 мая 2008 года на перекрестке улиц Полтавский Шлях и Красноармейской, в районе Южного вокзала, Андрей Полтавец, управлявший внедорожником, убил шестерых человек.
По целому ряду пунктов "Дело Зайцевой" просто списано под копирку с происшествия почти десятилетней давности.
- 1. Превышение скоростного режима. Полтавец мчался на скорости 110 километров в час. Автомобиль Зайцевой в момент аварии предположительно двигался со скоростью не менее 100 километров в час.
- 2. По данным правоохранителей, Полтавец был пьян. По версии стороны обвинения, экспертиза установила наличие опиатов в организме Зайцевой. В двух случаях подозреваемыми в качестве альтернативной версии было предложено использование лекарственных препаратов.
- 3. Претензии к ответственным за дорожное хозяйство. Адвокаты Полтавца выдвигали версию, что его автомобиль вылетел на трамвайную остановку из-за неровности дорожного покрытия. Некие общественники заявили об ожидании того, что по "Делу Зайцевой" будет выдвинуто обвинение в адрес должностных лиц горсовета за отсутствие дорожной разметки.
- 4. Действия Полтавца и Зайцевой привели к массовой гибели людей.
- 5. Полтавец свою вину признал. Зайцева – пока нет. Но данный факт не является чрезвычайно существенным. И желание признавать вину фигурантов дела 2017 года зависит лишь от максимального приближения угрозы получения реального срока.
Андрей Полтавец был признан виновным и осужден на 10 лет лишения свободы, из которых отбыл примерно 7 с половиной и получил условно-досрочное освобождение за примерное поведение. В Украине нет прецедентного права, но с учетом такого количества совпадений смело можно было бы предполагать, что и водителя Lexus RX 350 ожидает примерно такая же участь с незначительной поправкой на половую принадлежность. В условиях отсутствия жесткого гендерного равенства приговор, вынесенный женщине, может быть мягче, нежели представителю условно сильного пола.
Над "Делом Зайцевой" сгущается туман
Практически на 180 градусов ситуацию разворачивает арест Геннадия Дронова, указывая на то, что у бывшей ранее основной обвиняемой появляется, условно говоря, соучастник.
По данным досудебного следствия, Дронов остановился за светофорным объектом, двигался на запрещающий (желтый) сигнал светофора, перед началом движения не убедился в безопасности выполняемого маневра. И с таким набором его шансы вернуться снова в состояние свидетеля представляются крайне небольшими.
Если бы условный некто ограбил банк, то появление подельника было бы для него крайне нежелательным, так как создание преступного сообщества резко усугубляет вину, а следовательно, резко увеличивает наказание.
Однако в случае с дорожно-транспортными происшествиями расширение круга обвиняемых запускает процесс, который, например, применительно к политической практике называется "размазываением ответственности". Если в ходе разбирательства выяснится, что автомобиль-убийца уходил от погони, хулиганы светили в лицо водителю лазерной указкой, а владельцы столовой, из которой выходили некоторые пострадавшие, расположили свое заведение в противоречии с нормами безопасности и социальной ответственности, то окажется, что вина каждого в отдельности столь незначительна, что и привлекать практически некого.
Впрочем, профессионально выполненная абсурдизация тех или иных ситуаций – достаточно редкое явление даже в наши дни.
Согласно части 3 статьи 286 Уголовного кодекса Украины, нарушение правил безопасности дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее гибель нескольких лиц, наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
То есть вероятность получения максимального срока одним из фигурантов резко снижается, так как ничья вина не может считаться абсолютной. В связи с этим совпадений с делом девятилетней давности в части принятия судебного решения, скорее всего, не предвидится.