Над "Делом Зайцевой" сгущается туман

11109

Зайцеву подменили, потому что она готовится к побегу, а следователь, который вел ее дело, задержан – информационный фон вокруг скандального дела о гибели шести человек стремительно впитывает слухи, домыслы и предположения субъективного характера.

Напомним, что 18 октября 20-летняя студентка 3-го курса Харьковского национального университета имени Каразина Елена Зайцева, управляя автомобилем «Лескус» и двигаясь по площади Конституции со значительным превышением скорости, после столкновения с автомобилем «Фольксваген» сбила 11 человек, которые стояли на тротуаре около дома номер два по улице Сумской. Пять человек погибли на месте, еще один умер в больнице спустя неделю.

На следующий день суд взял Зайцеву под арест. Обмен аргументами состязающихся сторон хоть и не был лишен элементов скандала – у задержанной в крови нашли опиаты – но, по большей части, носил формальный характер. В случае любого иного решения, кроме ареста, ситуация, как говорится в словаре литературных штампов, могла бы выйти из-под контроля.

История является настолько скандальной, что любые колебания в ходе дела мгновенно возвращают ее в фокус общественного внимания.

В ночь на субботу сообщество Харьков LIVE в соцсетях сообщило, что «главного следователя по ДТП с Зайцевой заподозрили в пьяном вождении». Эту «сенсацию» подхватили практически все СМИ: как харьковские, так и центральные.

Подобного рода информация призвана породить в среде читающей публики, как минимум, два взаимоисключающих сомнения:

- что может расследовать данный следователь, если он сам такой?

- ответственного следователя хотят убрать, чтобы слить дело на тормозах.

Опровержения со стороны полиции – мол де, сотрудник к Зайцевой не имеет никакого отношения - были настолько тщательны, что на обратном никто особо настаивать не стал. На нет, как говорится, и суда нет. Хотя и подозревать средства оповещения в злокозненности в условиях, когда в графе критериев качества достоверность безнадежно уступает оперативности подачи, тоже оснований практически никаких. Пока издание Pravda.ua будет перепроверять, издание Izvestija.net выдаст сенсацию на-гора, а затем ее опровергнет как состряпанный врагами фейк, заработав просмотры сразу на двух сообщениях. И с этим уже ничего поделать нельзя, можно только – принять и простить.

Гораздо более бронебойными с точки зрения поражения массового сознания оказались иные сообщения: а) Зайцеву видели в аэропорту; б) на следственный эксперимент привезли не Зайцеву, а совершенно другую женщину.

"Мы, конечно, не верим в заговоры…" – начали свое повествование авторы поста на Харьков LIVE, предоставив сенсационный фотоснимок человека, похожего на Зайцеву, якобы осуществлявшего посадку на рейс в ОАЭ.

На это в полиции ответили жестко: "Бред. Сидит по решению суда".

По иной версии "Зайцева уже на Кипре": в сети скандал, хотят расстрела" – именно с таким заголовком вышла заметка о перипетиях на Politeka. Да и во время следственного эксперимента "что-то она на себя не похожа" (по версии пользователей соцсетей).

Пустоты, образующиеся неверием в заговоры, заполняются не менее стойким неверием в готовность органов правосудия к достижению оптимального соотношения разумности и справедливости даже спустя четыре года после тотальной победы над ничтожеством. Иными словами, среднестатистический представитель почтеннейшей публики гораздо охотнее готов поверить в практику двойников, напильники в золотых батонах, самосвалы долларов, идеологическое зомбирование с помощью космических лучей и предсказания майя, чем в возможность объективного расследования со всеми вытекающими в рамках действующего законодательства последствиями.

Екатерина Павловская