Диверсии, саботаж, кулявлобность. Нужное подчеркнуть

1985

Есть один незамысловатый, но временами работающий способ создания репутации радетеля, добродетеля и благодетеля. Отжать все и произвести возврат незначительной части отжатого гречкой, макаронами, дружественным похлопыванием по плечу в качестве жеста доброй воли и проявления запредельного уровня социальной ответственности.

Во времена оны популярной была байка о том, как один достаточно известный руководитель, представлявший школу кнута и полупряника, учил подручных обращению с народными массами на примере домашней птицы. Пересказывать историю в полном объеме смысла нет, дело-то было громкое. Кто не в курсе, может задать в поисковиках «Товарищ Сталин и ощипанная курица».

Тарифная политика в коммунальной сфере правительства кулявлобзе с последующим широкожестовым откатом в виде социальных подачек накладывается на историю с ощипанной курицей чуть более чем идеально.

Объективная реальность, выраженная в цифрах, способна заставить плакать даже Железного Дровосека, хотя ему это категорически противопоказано. Платежи за воду, свет, отопление, квадратные метры и так далее в Украине составляют порядка 25% от средней заработной платы. Это на уровне утонувшей в кризисе чуть более чем по уши Греции. В США и Германии – 7 и 7,5% соответственно. Сравнение с ситуацией, существовавшей при кровавой диктатуре, также представляется крайне любопытной – пару лет назад обычный гражданин отстегивал за коммуналку процентов 12-15 от среднестатистических кровно заработанных. И вдруг двукратный скачок. Как говорится, мелочь, а неприятно.

Здесь, казалось бы, щепотка пшена в рамках реализации вышеизложенной доктрины «ощипанной курицы» должна радикальным образом перевести тумблер народного восприятия из положения «полный и бесповоротный отстой» в положение «о, отличные реформы, дайте две». Однако в условиях социально-политического бермудского треугольника классика жанра приобретает очертания претенциозного артхаусного лайна.

Куда уходит рейтинг

Поскольку главными расхитителями бюджетных средств в стране являются, конечно же, толпы малоимущих (а по оценкам Кабмина, на субсидии могут претендовать 12-15 миллионов человек), их сразу же предупредили: шаг вправо, шаг влево, неточные данные в декларации - и вывернем все назначенные субсидии в двойном размере. Перспективы экономии за счет осуществления двойной оплаты обрадовали народонаселение гораздо меньше, чем предрекали разработчики новой концепции. Ошибиться в документах может каждый, а вот доказать впоследствии, что ты не являешься представителем рода млекопитающихся семейства верблюдовых, как говаривал один современный философ, «могут не только лишь все, мало кто может это делать».

Ушедшая в историю тирания в случае предоставления в отделы соцзащиты недостоверных сведений требовала лишь возврата необоснованно полученных средств без стремления нажиться на ошибках ближнего.

Наметившийся в последнее время процесс упрощения уже упрощенного предполагает якобы и вроде бы отмену данной нормы. Но подумав, что поводок для обывателя ослаблять чрезмерно не стоит, пришли к формуле: штрафные санкции налагаться не будут, если человеку удастся доказать, что он задекларировал неверные суммы не корысти ради, а токма по недомыслию и от переизбытка лучших чувств. То есть посмотрите на наших зайцев, только уже в боковой проекции.

Суперсложную систему, при которой претендовать на субсидию мог любой, чьи коммунальные платежи превышали 15% совокупного дохода семьи, упростили просто до безобразия введением понятия «обязательный платеж», который вычисляется всего лишь в несколько этапов.

Итак. Примите максимально удобную для себя позу и определите среднемесячный совокупный доход семьи за предыдущие 6 месяцев. Затем посчитайте доход на одного человека путем разделения среднемесячного совокупного дохода на количество членов домохозяйства. Полученный результат разделить на размер прожиточного минимума на одно лицо в расчете на месяц (с 01.01.2015 -1176 грн.), то есть определить соотношение среднедушевого дохода семьи к размеру прожиточного минимума на одно лицо. Полученный результат делится на 2, а затем умножается на 15%, и таким образом определяется процент обязательной платы за жилищно-коммунальные услуги…

Что сказать? У нас, конечно же, страна математиков, но не настолько же.

Просчитать хотя бы примерный размер компенсации смогут тоже только выпускники углубленных курсов Лейбница-Лобачевского, поскольку субсидии назначаются не на полный объем потребленных услуг, а лишь на установленные социальные нормативы. На рынке калькуляторов по-хорошему должен наметиться настоящий бум.

Очередная попытка упрощения, предпринятая вот-вот, тоже терпит небольшое фиаско. Рада принимает закон, в соответствии с которым неработающим пенсионерам субсидия начисляется автоматически по данным Пенсионного фонда. И только на стадии подписания закона гарантом выясняется, что никаких таких особых данных у Пенсионного фонда нет.

Гарант принял решение в соответствии с законами формальной логики – на нет и суда нет – оставив закон без собственного автографа.

Попытки упростить работу системы доводят премьера до истерики и обвинений всех во всем.

Вроде и лобовое стекло протерли, и клаксон проверили, и по колесу ногой постучали – а машина не едет. Да что ж такое?

К тому же массированные информобстрелы со стороны многочисленных блогеров с напоминаниями о сделанных ранее Яценюком заявлениях, что отечественного газа стоимостью от 50 до 100 долларов вполне хватает для удовлетворения всех нужд и чаяний народонаселения, оставляют от репутации честного и социально ответственного политика лишь рога и копыта.

Лапша или гречка. На что клюет электорат

Турне премьера по городам и весям отметилось раздачей строгачей и нагоняев. В отдельных регионах обработали по 40-50% поданных еще с мая заявлений. Пополнение премьерской риторики терминами из практики уже упомянутых нами отдаленных времен - «саботаж» и «диверсия» плюс угрозы массовыми посадками воспринимаются не более чем угловатые попытки включить диктатора с элементами не очень дорогостоящего самопиара. «Саботажники» на местах разводят руками с жалобами на недостаток специалистов, технических средств, денежных ресурсов. Что вы от нас хотите, у нас и так люди вкалывают по 10-12 часов за 1200 гривень. Так что, как говорится, все, чем можем. В общем, не хотят немедленно здесь и сейчас реализовывать блестящий премьерский замысел, и хоть ты им кулю в лоб. К тому же значительную часть социальных работников от оформления субсидий отвлекают переселенцы и беженцы, которым тоже нужно то да се. Для ликвидации последней проблемы премьер (где он был раньше?) предложил гениальный по своей простоте и изяществу план: «кто нам мешает, тот нам поможет», то есть нанять беженцев на должности работников по оформлению субсидий. Как говорят шахматисты, этюдное решение.

Все, конечно, было бы не столь ужасно, если бы не приближающиеся с роковой неотвратимостью выборы, которые как топор дровосека отделяют от стройного политического дерева сухие ветки и кривые сучки. И шансов у премьера прикинутся бодрым и быстро набирающим силы зеленым побегом остается все меньше. Да практически и никаких. Ибо полтора процента – хорошо для кефира. А для прохождения политического фейс-контроля – маловато будет.

Андрей Кравченко