Десять уникальных фактов о конституциях стран мира
Дополнительный выходной день – это прекрасно в любом случае, даже если в разгар лета он может пройти незамеченным огромным отрядом отпускников. Как минимум, он расширяет, а не сужает права граждан, что полостью соответствует духу действующей Конституции Украины.
В информпространстве пред-предпоследний день июня традиционно принято отмечать либо одами в адрес основополагающего нормативного акта, либо попытками примерить его на окружающую действительность, чтобы в очередной раз провозгласить о полном несоответствии изгибов бытия нормативно-правовой базе с полупрозрачными намеками на то, что то ли бытие неподходящее, то ли база не того, то ли одно из двух.
В первом случае велика опасность скатиться в махровую совковость в стиле «Верной дорогой идете, товарищи». Во втором – в деструктивный социальный пессимизм: ну, а что хорошего можно было ожидать? Ни то, ни другое не способствует ни духовному обогащению, ни интеллектуальному развитию. В то время как изучение мировой истории конституционного права может быть занятием, как минимум, увлекательным. А в эпоху, когда едва ли не половина телеэфира состоит из состязаний эрудитов, еще и полезным.
Итак. Десять уникальных фактов о конституциях стран мира.
Самые старые конституционные акты
За право называться самой старой конституцией борются английская Великая хартия вольностей, Билль о правах 1689 года и конституция Сан-Марино 1600 года. Хотя некоторые знатоки относят к таковой Законы шестого царя Первой Вавилонской династии Хаммурапи, датированные примерно 1750 годом до Рождества Христова.
Самая кровожадная «конституция»
На пальму первенства в данной номинации всецело претендуют вышеозначенные Законы Хаммурапи, предусматривающие высшую меру социальной защиты едва ли не за любое правонарушение.
«Если человек станет обличать под клятвой человека, бросив на него обвинение в убийстве, и не докажет этого, то обличавшего его должно убить».
«Если человек свершит грабеж и будет схвачен, (то) его должно убить».
«Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, (то) этого строителя должно убить».
И так далее.
Лишь некоторое разнообразие в законодательство вносило применение принципа «око за око, зуб за зуб».
«Если человек повредит глаз кого-либо из людей, то должно повредить его глаз».
Как можно заметить, справедливость – это очень просто.
Самый деловой основной закон
За первенство в данном разделе может побороться знаменитая «Русская правда» - основной закон Киевского княжества времен Ярослава Мудрого. Значительная часть спорных вопросов решалась с помощью штрафных санкций.
«Если убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого».
«Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду».
«А за убитого смерда или холопа 5 гривен. Если убита рабыня-кормилица или кормилец, то 12 гривен. А за княжеского коня 3 гривны, а за коня смерда 2 гривны».
И тому подобное.
В общем, людям при деньгах жить как-то еще было можно.
Самая «маленькая» конституция
Конституция Соединенных Штатов Америки могла бы побороться за первенство сразу в нескольких номинациях.
Принятый в 1789 году документ является, пожалуй, самой знаменитой конституцией, что, впрочем, более относится к разряду оценочных суждений.
Это самая «маленькая» конституция – она содержит всего семь статей.
Самая стабильная. За 215 лет в текст было внесено всего 27 поправок (при том, что было предпринято более 10 тысяч попыток изменить основной закон).
Самая трудноизменяемая. Процедура внесения поправок предельно сложна. Их должны одобрить две трети всех членов обеих палат парламента, а потом они должны быть ратифицированы законодательными собраниями трех четвертей всех штатов.
Конституция практически исключает досрочные выборы американского президента. Если президент США становится недееспособным, умирает, уходит в отставку или отстранен от власти, то его место занимает вице-президент. Если это невозможно, то спикер Палаты представителей, госсекретарь, министр финансов, министр обороны, министр юстиции и прочие члены правительства.
Первая европейская конституция
Первой кодифицированной конституцией в Европе считается конституция Польши, принятая 3 мая 1791 года. Она же является одной из самых недолговечных - просуществовала лишь до третьего раздела Польши между Пруссией, Австрией и России в 1795 году.
Самый революционный народ Европы французы упустили первенство, опоздав с принятием своей конституции всего на четыре месяца.
У кого конституций было больше
В данной номинации суровую борьбу опять же ведут Франция и Польша. Поляки насчитали у себя 17 актов, по тем или иным признакам претендующих на право называться конституционными, первые из которых относятся еще к 15-16 векам.
Французы же в рекордный список включают 15 конституций, но принятых со времен революции конца 18 века без приобщения различных средневековых статутов.
Самая постоянная временная конституция
Не зря говорится, что нет ничего более постоянного, чем временное.
Основной закон Федеративной Республики Германии был принят как временный в 1949 году. Прошло 68 лет, но временный закон продолжает успешно действовать.
Самая длинная конституция
Самая длинная в мире конституция – индийская образца 1950 года. Она содержит 395 статей и 12 списков. Индийская конституция обладает также и наибольшей стабильностью – она пока ни разу не менялась.
Самая мирная конституция
Японская конституция создавалась в 1947 году после поражения страны во Второй мировой войне и атомных бомбардировок. Поэтому особый акцент был сделан на отказ страны от решения спорных ситуаций силовым способом.
«Японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров.
Никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается».
Законы вымышленных стран
Существует целый ряд вымышленных стран не менее, а во многих случаях и более известных, нежели реальные государства на карте мира. Швамбрания, Лилипутия, Королевства Средиземья…
Одну из первых попыток создания вымышленной страны, при этом страны идеальной, предпринял знаменитый английский мыслитель 16-го века сэр Томас Мор – автор хрестоматийной «Утопии». Облачив жителей вымышленной страны в одинаковые одежды и разместив их в одинаковых жилищах, сэр Томас фактически заложил основы коммунистических представлений о добре и зле. Хотя разрешение некоторых проблем установления всеобщих равенства и справедливости ему оказалось не под силу. Например, на вопрос: «А кто же будет выполнять самую грязную работу в самом благополучном и справедливом государстве?» он с простодушием, присущим современнику конкисты и инквизиции, отвечал: рабы. Впрочем, одну из находок следует признать оригинальной. Король соседнего с островом Утопия государства издал закон, согласно которому в королевской казне не должно быть более 1000 фунтов, дабы не подвергать себя соблазну обдирать подданных до нитки. Идея нашла продолжение спустя почти 500 лет в некоторых странах западного мира, практикующих чрезвычайно высокие налоги для людей с неплохими заработками, укорачивающих таким образом частные интересы в угоду общественному благу.