Что Юле хорошо, для Сени - смерть

3340

Затянувшийся парламентско-правительственный кризис предоставил оппозиционным партиям прекрасную возможность нарастить рейтинговый жирок, усадив провластные политические проекты на электоральную диету. Подобные ситуации лет сто назад в присущем для себя весомо-грубо-зримом стиле пролетарский поэт Маяковский описывал фразой: «Революция тем-то и хороша, что одним она вставляет новые, чудесные зубы, а другим безжалостно вышибает старые!»

Согласно последним исследованиям Киевского международного института социологии, опубликованным 16 марта, президентская партия скачкообразными шагами следует по стопам партии все еще действующего премьера, политические похороны которого за плинтусом регулярно анонсируются работниками экспертного цеха.

Изображение жизнерадостной мины при довольно-таки вялой игре вызывает в среде завсегдатаев политического театра разочарование, переходящее в легкое раздражение. Премьериада, обещавшая накал шекспировских страстей, все более напоминает мексиканскую сериальщину, вызывая у телезрительской аудитории крайне негативное отношение ко всему коллективу создателей: продюсерам, сценаристам, режиссеру и исполнителям главных ролей. В результате политическое здоровье не только «Народного фронта», давшего миру одного из самых непопулярных премьер-министров, но и пропрезидентского блока оказалось основательно подорванным.

Рейтинговый обвал на политической бирже

Достаточно уверенно лидировавший по результатам соцопросов БПП потерял третью часть рейтингового багажа (16,6% в феврале, 10,9% в марте) и скатилася с первого на пятое место.

Усердие Юлии Тимощшенко по политическому уничтожению правительства Яценюка принесло ощутимые результаты (пока только рейтинговые). Оседлав оппозиционного конька, с мечом, разящим коррупционеров, недореформаторов и организаторов «тарифного геноцида», Юлия Владимировна ворвалась на первую строчку с показателем 20,5%, улучшив результат месячной давности на пять пунктов.

Реакция потенциальных избирателей на текущие политические процессы накладывается на тотальное разочарование результатами социального и экономического развития страны за последние пару лет в целом.

87,1% участников исследований отметили, что ситуация в стране ухудшилась, в то время как к категории «свидетелей покращень» себя относят лишь 2,8%.

Как результат, 78,3% опрошенных заявили, что страна движется в неправильном направлении, и лишь 12% считают, что все идет по плану, либо отклонения от плана не значительны.

Расхождение между «хотениями» низов и способностью верхов этим «хотениям» соответствовать разрывает рамки любых представлений о приличиях. Однако, полная несостоятельность первых влиять на ход исторических процессов полностью отдает вопрос выхода из кризисной ситуации на произвол вторых, что минимизирует вероятность переформатирования политической конфигурации в обозримой перспективе.

Тем не менее, если бы выборы состоялись что называется вот-вот, то симпатии тех, кто собирается принимать участие в голосовании и уже определился с выбором, распределились бы следующим образом:

Юлия Тимошенко лидирует и в опросе «Кто лучше справился бы с обязанностями премьера?» с показателем 12,9%, что, если и не воспринимается как руководство к действию, то является достаточно четким намеком на вероятность политического реванша.

Далее симпатии участников опроса распределились следующим образом: Михеил Саакашвили 9,9%, Олег Ляшко - 6,5%, Андрей Садовый (четко давший понять, что при нынешней социально-экономической ситуации становиться вторым камикадзе не намерен) - 5,9%, Арсений Яценюк - 5,6%, Юрий Бойко - 4,7%, Анатолий Гриценко - 3,7%.

Любопытно, что начавшая было уже составлять список министров нового правительство Наталья Яресько пользуется поддержкой всего3,2% участников социсследований.

Для более четкого понимания степени доверия к нынешнему составу политклуба следует добавить, что почти треть (27%) не хотели бы видеть на должности премьера ни одну из вышеперечисленных персон. Еще 15,8% не смогли определиться с выбором.

Рейтинговые колебания в значительной степени определяют отношение парламентских партий к возможности проведения досрочных выборов.

«Батькивщина» и «Оппозиционный блок» уже давно и настойчиво поддерживают идею формирования нового состава парламента, вполне закономерно рассчитывая увеличить свои фракции в законодательном собрании. Даже без особых надежд на мажоритарку партия Тимошенко мола бы получить порядка 80-ти мандатов вместо наличных 19-ти. А за такой куш любой мог бы начать рискованную игру.

«Оппоблок», проведший в 2014 году по спискам 29 человек, мог бы претендовать на 55-65 кресел. Достаточно неплохие шансы победить в юго-восточных регионах на паре десятков мажоритарных округов, позволяют ОБ надеяться на двухкратное увеличение итоговый пакет – 75-80 мандатов против наличных 40-ка.

«Свободовцы» и «гражданские позиционеры», бесцеремонно выброшенные бывшими соратниками по борьбе на задворки политического бытия, наверняка, согласились бы пришить себе по третьей руке, если бы у них была возможность проголосовать за проведение новых выборов. Для обоих проектов возвращение в Раду (и как можно скорее) по сути, является вопросом политического выживания. Как нередко бывает, например, в футболе, длительное пребывание команды во второй лиге приводит к значительной утрате интереса к ней со стороны фанатов и спонсоров. А это прямая дорожка из высокооплачиваемых профессионалов в крепкие любители.

Усердно отнекивающийся от идеи перестройки общественного движения в партию Михеил Саакашвили при появлении реальных перспектив оказаться в парламенте тоже может пересмотреть свои жизненные позиции.

Вопреки принципам солидарности обделенных портфелями против выборов выступает «Самопомощь». Вернее, партия под руководством львовского градоначальника согласна, но при условии отмены мажоритарки и принятия норм, ограничивающих затраты на избирательный процесс. Современный рейтинг партии остается на уровне результата, полученного на выборах-2014. А отсутствие лиц, способных одержать на округах победы в режиме «фейс ту фейс», делает дорогостоящую погоню за журавлем с перспективой остаться с уже имеющейся синицей абсолютно бессмысленной.

Говорить о «Народном фронте» сквозь призму выборов вряд ли стоит вообще. Избирательный процесс лишь формально оформит процедуру «выноса тела». Хотя, если учесть феноменальную политическую гибкость премьера и его соратников, вероятность увидеть хоть некоторых из них снова в парламенстких стенах остается под какой-нибудь новой вывеской, поскольку количество словосочетаний, которые можно составить со словом «фронт» практически бесконечно.

Отсутствие выгод для БПП от обращения к мудрости избирателя четко и однозначно сформулировал Президент Порошенко, заявивший: «Ни в коем случае я не могу допустить и не допущу досрочных парламентских выборов на этом этапе».

И не смотря на то, что далеко не все прогнозы гаранта сбываются, в данном случае вероятность развития событий по алгоритму «ответственный политик сказал - ответственный политик сделал» достаточно высока.

Теоретически одним из вариантов выходом из кризиса могут стать одновременные президентские и парламентские выборы. И соответствующий прецедент имеется в новейшей украинской истории.

В президентском рейтинге-листе тоже произошли перестановки. Бессменно лидировавший в течении почти двух лет после однотурового избрания Петр Порошенко оказался на второй строчке, уступив вервенство все той же Юлии Владимировне: Тимошенко – 22,6%, Порошенко – 16,2%. (Всего месяц назад ситуация была обратная: Порошенко 22,8%, Тимошенко 17,1%). В случае встречи соратников по борьбе в суперфинале, шансы Юлии Владимировны тоже выглядят предпочтительнее: 25,2 против 16,4%. Правда, 17,1% неопределившихся смогут легко склонить чаши весов с любую сторону.

Впрочем, современная конфигурация распределения полномочий настолько устраивает Петра Алексеевича, что рассуждать о выборах главы государства до 2019 года можно лишь с прибавлением фразы «если бы, да кабы». А к тому времени взаимоотношения между ослом, падишахом и Ходжой Насреддином могут радикальным образом видоизмениться.

Андрей Кравченко