Рейтинговый обвал на политической бирже

2790

Народная примета: если начали проводить исследования электоральных предпочтений, значит, в воздухе запахло выборами.

Порожденный переменчивостью общественных настроений ярко выраженный дисбаланс рейтингов и полномочий резко увеличивает вероятность разрешения парламентско-правительственного кризиса с помощью привлечения одноразового народа. Для части коалиции, обделенной «портфеле-мандатной» составляющей, идеальным вариантов развития событий стала бы либо добровольная, либо принудительная отставка правительства с выходом на досрочные парламентские выборы с расчетом нарастить жирок за счет передела голосов уже практически списанного в политический утиль «Народного фронта». Недавние исследования уровня народных симпатий, проведенные социальной группы «Рейтинг», в общих чертах дают представление о тех позициях, с которых могли бы стартовать участники различных политических проектов.

Сама идея использования досрочных выборов в качестве инструмента выхода из кризисной ситуации под лозунгом «Ну, надо же хоть что-то делать!» пользуется достаточно широкой популярностью среди народонаселения. Парламент оказался настолько неудачным, что уже в марте 2015-го (не прошло и полгода после выборов) 34% участников исследований готовы были снова отправиться на избирательные  участки. По мере приближения премьерского отчета и активизации обсуждения отставки правительства данный показатель вырос до 50% в январе 2016-го.

Среди тех, кто заявил о намерении принимать участие в выборах, партийные предпочтения распределились следующим образом:

БПП «Солидарность» – 13,6% (результат на парламентских выборах 2014 года – 21,8%),

«Оппозиционный блок» – 11,8% (9,4%),

«Самопомощь» – 11,5% (11%),

«Батькивщина» - 11,0% (5,7%),

«Свобода» - 7,1% (4,7%),

«Радикальная партия» - 5,5% (7,4%),

УКРОП – 4,5% (не участвовала),

«Народный фронт» - 0,9% (22,1%),

Не определились с выбором – 14,6%.

Прежде всего, следует определить электоральный сектор, подлежащий переделу по результатам новых гипотетичных выборов (при его достаточно малой величине попытки переформатирования законодательного органа лишены практического смысла).

Несмотря на попытки главы Кабмина Яценюка разложить ответственность за провальную социально-экономическую политику на всех членов коалиции, распределивших министерские портфели по квотному принципу, значительная часть «гнева народного» пришлась на долю именно пропремьерской партии. «Народный фронт», буквально вырвавший победу по спискам у президентского блока на прошлых парламентских выборах, положил весь свой рейтинг на алтарь недореформ, чуть более чем полностью оправдав запущенное Арсением Яценюком в политический обиход сравнение своего правительства с пилотом-смертником. Рейтинговые потери составляют 21,2%.

Блок Петра Порошенко сдулся на 8,2%. Плюс еще 14,6% не определились со своими симпатиями. Итого – 44%. Достаточно весомый куш, за который политпроекты могут начать самую рискованную игру.

Однако ожидания участников правящей коалиции, отнесенных в разряд «братьев наших меньших», и активно ратующей за отставку Кабмина Яценюка Радикальной партии на значительные электоральные приобретения могут отказаться завышенными. Часть электорального пирога с прекрасным аппетитом съедают остановившаяся в шаге от проходного барьера в 2014 году «Свобода» и не участвовавший в выборах УКРОП. Последний, по данным соцопроса, пока не дотягивает до планки, но при старательно проведенной избирательной кампании добор недостающих 0,5% является делом техники.

Кроме того, при активизации работы по мобилизации своих симпатиков БПП может отвоевать назад часть электорального пространства. На местных выборах несколько месяцев назад названный в честь президента блок в 18 областях показал результат на уровне достижений на парламентских выборах или же значительно выше. При повышенной концентрации внимания на работе с электоральными массами (например, с учетом опыта Черниговской эпопеи) утраченные 8% достаточно уверенно отыгрываются. Что, конечно же, не добавит оптимизма политическим оппонентам.

Даже НФ вряд ли стоит окончательно и бесповоротно списывать со счетов. Удачный ребрендинг, риторика в стиле «деструктивные силы пытаются остановить реформы в шаге от оглушительных результатов» и грамотное оформление наглядной агитации могут при благоприятном расположении небесных светил вытащить премьера и его команду с электорального дна.

Из прочих коалиционных и околокоалиционых партий на расширение мандатного багажа, согласно социсследованиям, претендовать может только «Батькившина». А все старания радикалов обратить на себя внимание – обсыпание председателя Нацбанка «фальшивыми» баксами, драки и блокирования трибуны и тому подобное – дали обратный эффект. И есть высокая доля вероятности, что в случае досрочных выборов радикалов ожидает судьба персонажа народной присказки «и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало». К тому же, в новейшей украинской политической истории уже бывали подобные случаи. Свободовцы, ставшие чуть ли не ледоколом всенародного движения во время уличных противостояний 2014 года, не сумели вернуться в свои еще не остывшие депутатские кресла.

Рост на 2,5% не отличившегося повышенной активностью в парламентских баталиях Оппоблока указывает на наличие определенного потенциала по объединению протестного электората. Впрочем, отдельные фрагменты последних местных выборов показали, что попытки прыгнуть выше головы не особо приветствуются.

Достаточно любопытными выглядят результаты еще одного опроса, в котором исследователи предположили, что в досрочных выборах примет участие политическая сила, созданная вокруг бренда «Саакашвили». Вопреки рассказам отдельно стоящих экспертов о том, что одесский губернатор едва ли не единственный политик в стране, пользующийся доверием населения, за его (пока виртуальную) партию готовы проголосовать всего 9,9% избирателей. Практически никак не влияя на позиции Оппоблока, партия Саакашвили «откусывает» по 1-2% у всех прочих претендентов на парламентские места, при этом крайне усугубляя положение радикалов и УКРОПа, рейтинг которых скатывается до непроходных 4,6% и 3,9% соответственно. Примечательно, что наибольшей поддержкой виртуальная партия Саакашвили пользуется в регионах, где экс-президент Грузии не успел еще раскрыть свой реформаторский потенциал. На западе ее поддерживают 10%, в центре – 9%, а в Одесской и еще трех южных областях – только 5%.

Вопрос избрания нового президента ранее намеченного срока практически не ставился на повестку дня участниками публичных политдебатов. Однако активная работа говорящих голов по внедрению в массовое сознание месседжа о безальтернативности досрочных выборов в принципе сформировала у значительной части политически активного населения отношение к идее усадить в президентское кресло новую персоналию на уровне достаточно размытого принципа «А почему бы и нет?» Если в апреле 2015-го проведение досрочных президентских выборов поддерживали 31% участников исследований, то в январе 2016-го – 48%.

По уровню народного доверия лидируют политики, которые держатся на дистанции от центральных властных институтов и в меньшей степени ассоциируются с не вполне прекрасным положением дел в социальной и экономической сферах. На первой строчке разместился львовский мэр Садовой, которому полностью доверяют и скорее доверяют, чем нет, 34% опрошенных (не доверяют 51%). Следующие две ступеньки пьедестала заняли Саакашвили – 33% (56%) и Гриценко – 25% (58%). Действующий президент оказался только на почетном четвертом месте – 24% (71%). Премьер Яценюк укамикадзил собственный рейтинг до 1% полной поддержки и 6% условной. При этом полностью не доверяют или скорее не доверяют премьеру 88% опрошенных.

При переформатировании вопроса с привязкой к президентским выборам ситуация резко меняется. Первую строчку по прежнему занимает ныне действующий глава государства с рейтингом 18,7%, собранные усилиями тех, кто всегда голосует за власть, не видит лучшей альтернативы, сопоставляет свое карьерное и материальное положение с действующим гарантом, глубоко удовлетворен его деятельность и удовлетворен в формате «скорее да, чем нет». Несмотря на трехкратные рейтинговые потери по сравнению с днем выборов (55%) до повторения ющенковского сценария образца 2010 года еще достаточно далеко, в первую очередь из-за отсутствия на политическом горизонте более-менее крепких конкурентов. Занимающая с 11,4% вторую строчку Юлия Тимошенко уже упустила свой шанс на президентскую булаву в 2010 году и, если не произойдет ничего экстраординарного, второй ей вряд ли будет предоставлен. И даже полная отстраненность от центральной власти и выработанного ее действиями негатива в электоральной среде не позволили львовскому мэру Садовому занять место выше третьего (10,4%). Из оставшихся за чертой призеров политиков (Бойко – 8,7%, Тягнибок – 5,1%, Гриценко – 4,6%, Ляшко – 4,6%, Тигипко – 2,9%, Ярош – 2,6%, Яценюк – 0,9%) вряд ли кто-то может реально претендовать на роль грядущего мессии. Так что наиболее реальным конкурентом ныне действующего гаранта пока остается «інший кандидат» с рейтингом 14,1%.

Характерно, что во всех случаях уровень поддержки политиков значительно уступает степени неприятия, что позволяет говорить о кризисе доверия, поразившем современную украинскую политическую среду, когда избиратель оказывается перед выбором не того, что порождает наибольшие симпатии, а того, что вызывает наименьшее отторжение.

Андрей Кравченко