Что останется после Гонтаревой
Отставка Валерии Гонтаревой с поста главы Нацбанка, о необходимости которой все время твердили оппоненты правящего режима, практически свершилась.
Согласно заявлению главбанкира, представленному президенту на рассмотрение, уход на заслуженный отдых должен состояться 10 мая. Если за месяц ничего не изменится в кадровом вопросе, то завсегдатаям новостных лент не предстоит более встретиться с Валерией Алексеевной на просторах информационного пространства. Кроме разве что возникновения каких-либо внештатных ситуаций – тюрьма, сума, замужество, участие в шоу «Голос» (в принципе, ни от чего из выше перечисленного зароков не существует).
Так что пока главный банкир практически уже с приставкой экс укладывает ручки, скрепки и пресс-папье в картонную коробку, можно начинать подводить промежуточные итоги.
Истинную эффективность усилий творческой единицы зачастую не способны оценить ни современники, ни потомки. Потребитель реформ, которого интересуют не столько механизмы реализации, сколько конечный результат может отметить лишь одно – стало только хуже. Так что от сильных мира сего в памяти народной, по большей части, остаются достаточно иллюзорные представления, сотканные из домыслов и легенд.
Или как писал на изломе времен Игорь Иртеньев,
О них не сложено былин,
Зато остались анекдоты.
Правда, в народном творчестве Валерия Гонтарева выглядит достаточно безлико. Практически все истории вертятся вокруг обменного курса валют, абсолютно никак не раскрывая характер главного персонажа.
Например.
Гонтарева провела совещание с бывшими главами НБУ. Ющенко сказал ей, что доллар должен быть по 5 гривен, Стельмах - по 8, Кубив - по 12. Она все советы сложила, так и получился доллар по 25.
Или.
Гонтарева не отвечает за курс гривны. За курс отвечает харьковский сурок Тимка.
Так что гораздо больше шансов запечатлеться в народном сознании в качестве персонажа вымышленных или полувымышленных историй, имеющих статус близкий к понятию «слухи», поскольку ни одна из остросюжетных драм, в центр которых пытались поместить главного банкира, так и не стала предметом судебных разбирательств.
«Разорила» страну на 400 миллиардов гривен
Жесткая история с открытым финалом ушла в народ с подачи нардепа от «Батькивщины» Александры Кужель, которая в августе 2016 в эфире программы «Люди. Hard Talk.LIVE» заявила: «То, что из Украины выведено более 400 миллиардов гривен из-за ситуации с банками — это полная ответственность госпожи Гонтаревой… Она разорила на 400 миллиардов страну — это те оборотные средства, без которых бизнес умирает».
Более серьезные претензии предъявлялись только разжалованному из президентов Януковичу, которому приписывалось хищение то ли 600 миллиардов гривен, то ли 100 миллиардов долларов, то ли индивидуально, то ли с командой профессионалов.
За день зарабатывала 80 миллионов гривен
Авторство данного рассказа средства массовой информации приписывали депутату от «Самопомичи» Павлу Костенко, якобы утверждавшему, что глава Нацбанка с помощью спекуляций с облигациями государственного внутреннего займа якобы зарабатывала в день по 80 миллионов.
К данной истории можно добавить лишь реплику андерсеновского крота, прикидывавшего все плюсы и минусы женитьбы на Дюймовочке: «В день не так уж и много, а в год не так уж и мало».
Особняк в японском стиле
Поскольку «особняковые разоблачения» стали едва ли не национальным видом спорта, привлечение внимания гражданского актива к жилищным условиям главы Нацбанка было элементом обязательной программы – все-таки не последний человек в стране.
Особняк в японском стиле, который якобы приобрело якобы за 12,5 миллионов долларов семейство Гонтаревых стал предметом бурного обсуждения на электронных медиа-площадках в августе 2016-го. Хотя мегасенсации на уровне «24-х майамских особняков Яценюка» (наличие которых, впрочем, экс-премьер грозился оспаривать в судебном порядке) не получилось. По итогам 2015-го глава Нацбанка задекларировала около 27 миллионов гривен дохода, так что, как говорится, скромно жить не запретишь (0,5 миллионов у.е. при широте отечественного размаха – практически детская сумма).
Три шубы
Попытки подловить главбанкира на отсутствии в декларации трех шуб потерпели полное фиаско. Низкая стоимость мехового гардероба - не более 180 тысяч гривен – делала его декларирование необязательным. Так что криминальной драмы не получилось.
И уголовное дело
В январе 2017-го помощник генпрокурора Владислав Куценко сообщил, что НАБУ открыло уголовное производство, фигурантами которого могут стать глава Нацбанка Валерия Гонтарева и директор-распорядитель Фонда гарантирования вкладов физических лиц Константин Ворушилин.
На своей странице в Facebook Куценко сообщал: «В рапорте я поднял вопрос о махинациях с активами ликвидируемых банков на сумму около 315,6 млрд грн. и о возможной причастности к таким махинациям главы НБУ и директора-распорядителя Фонда гарантирования вкладов физических лиц».
Впрочем, весьма высокий уровень туманности перспектив развития криминального сюжета скорее указывает, что уголовные производства становятся не более чем атрибутами признания высокого уровня значимости того или иного представителя управленческого класса.
И снова – банкир, или Яценюк как орудие политического троллинга
В итоге багаж оказался небольшим – немного миллионов денег, особняк, три шубы и уголовное производство. Хотя от прочих глав Нацбанка, кажется, не осталось в памяти народной вообще ничего кроме фамилий, да и то не от всех.
Ни репутационных потерь, ни приобретений почти трехлетнее пребывание на ответственном посту тоже скорее не принесет, хотя бы потому, что рейтинг без месяца экс-главе Нацбанка в ближайшие десятилетия скорее всего не понадобится. Все более-менее соразмерные с креслом председателя НБУ должности пока плотно заняты. А появление Валерии Алексеевны в образе хоть сколь-нибудь заметной политической фигуры – бойким депутатом, прописавшимся на всех ток-шоу одновременно, или же главой проходной политической партии – представляется с большим трудом.