Чем запомнится премьер Гройсман
Вместо эпиграфа
"Я вам покажу, как управлять страной!"
(Владимир Гройсман во время вступления в должность в апреле 2016 года)
Премьер-министр Владимир Гройсман пакует чемоданы. Он заявил о том, что приступил к подготовке переходных документов для нового правящего кабинета. Одним из первых действий нового парламента, который планирует собраться в конце августа, станет смена правительства.
Последние месяцы Владимир Гройсман посвятил попыткам улучшения имиджа – незначительное сокращение цены на газ, резкое отмежевание от команды бывшего президента. Но его шансы на сохранение должности измеряются скорее отрицательными величинами.
Несмотря на гипертрофированные политические амбиции, Гройсману было трудно соперничать за звание ньюзмейкера номер один с такими мощными машинами по созданию информационных поводов как бывший президент Порошенко, генеральный прокурор Луценко или члены отечественной делегации в ПАСЕ. Тем не менее, и премьеру удавалось привлекать внимание к собственной персоне, о чем неоднократно писал ГородХ.
Итак, какими свершениями и громкими заявлениями запомнился Владимир Гройсман на посту премьера?
"Володькина тысяча"
Едва освоившись на второй по значению должности в стране, Гройсман приступил к резкому повышению социальных стандартов. Серьезный резонанс вызвало его заявление в мае 2016-го о том, что средняя заработная плата в стране может быть на уровне доходов среднестатистических чехов и словаков – 1000 евро. ("Володькина тысяча").
Но на четвертом году премьерства Гройсмана средняя заработная плата по стране все еще находится на уровне 330-340 евро.
"Черная сотня" Гройсмана
С первых шагов премьер Гройсман взялся за борьбу с контрабандой максимально радикальными мерами.
Упрощенное видение проблемы подтолкнуло к "изобретению" наиболее примитивного метода решения – созданию специальных контролирующих бригад, которые премьер, очевидно, в силу пробелов в усвоении школьной программы по истории, назвал "черной сотней".
Было даже принято постановление Кабмина "О вопросе противодействия незаконному перемещению товаров через государственную границу", предусматривающее создание 20 неких "совместных групп" по противодействию контрабанде под руководством Межведомственного целевого центра. ("Бэтмены Гройсмана").
Но впоследствии на деятельности "совместных групп" (если таковая осуществлялась) премьер внимание общественности не акцентировал.
"Кефирный рейтинг"
Одной из серьезных претензий к Арсению Яценюку накануне его выдворения с премьерской должности был крайне низкий персональный рейтинг – в пределах 1%.
Владимир Гройсман догнал "папередника" стремительно. Уже через три месяца премьерства, по данным исследований Социологической группы "Рейтинг", лишь 1% респондентов полностью одобряли работу главы правительства. ("Однопроцентные премьеры").
Убедить граждан в своей эффективности в течении трех лет Гройсману так и не удалось. На досрочных парламентских выборах партия под его предводительством получила 2,2%, то есть осталась далеко за пределами 5-процентного проходного барьера.
Придумал шоу покемонов
Склонность к образному мышлению однажды привела премьера к изобретению лингвистической конструкции, вполне годной, чтобы стать мемом.
На одном из заседаний Рады по обсуждению государственного бюджета Гройсман посетовал, что некоторые участники дискуссии пытаются превратить обсуждение "честного бюджета" в "шоу покемонов".
Массового использования данного термина до выступления Гройсмана не наблюдалось. Так что проявление творческой инициативы – налицо.
Но по каким-то совершенно необъяснимым причинам столь яркое словосочетание так и не стало частью политического обихода.
("Ошибка Гройсмана, или Шоу покемонов").
Хотел поднять самолетостроение. Но не смог
В Харькове Гройсман бывал неоднократно, что, вне всякого сомнения, характеризует его с положительной стороны.
В феврале 2017-го во время визита в город Гройсман проникся проблемами самолетостроения (где как не в Харькове, в котором долгие годы простаивает целый авиационный завод, некогда выпускавший по 60-70 пассажирских авиалайнеров в год).
В утешение местным авиалюбителям было анонсировано принятие правительственной программы по поддержке отрасти до 2020 года. Однако за все премьерство Гройсмана (равно как и Яценюка) в стране самолетостроение пребывало, скажем так, в режиме ожидания. Известен лишь один случай подвижек в данной сфере - презентация самолета АН-132 на выставке в Индии в феврале 2019 года.
("Харьковский марафон Гройсмана").
Гройсман хотел побороть лесопильную мафию. Но не получилось
В июле 2018-го примерно год назад премьер внезапно занялся проблемой незаконного вывоза леса-кругляка за пределы страны.
"Предлагаю принять решение правительства о нижеследующем: чтобы Госаудитслужба, ГФС, Госгеокадастр, Национальная полиция начали проверки хозяйственной деятельности всех лесхозов Украины с конкретными данными о накладных: кто их подписывал, кто отгружал, какой таможенник оформлял через пункт пропуска, где проходила контрабанда…" - заявил премьер на заседании правительства 18 июля 2018 года.
Но и в данном направлении результаты об несомненных успехах отсутствуют. Поскольку, как известно, мафия бессмертна, а Гройсман на посту премьера – нет.
("Гройсман и бревно. почти басня").
Гройсман был против понижения тарифов
В отечественную политическую историю премьер Гройсман войдет (если войдет) не только как апологет повышения цены на газ (и соответственно, на коммунальные услуги), но и как мыслитель, изобретший формулу, почему снижение тарифов хуже для самих же потребителей.
Премьер предположил, что снижение цены на газ угрожает национальной безопасности. Обоснования вывода были настолько невнятными и путанными – МВФ не даст кредит, расцветет коррупция и снизятся социальные стандарты – что приходилось просто верить на слово.
("Премьер Гройсман и то, чего нельзя допустить")
И даже проехал в метро
Катание VIP-персон в общественном транспорте давно стало политтехнологическим клише, настолько затертым, что о нем и не стоило вспоминать. Но так как премьер прокатился именно в харьковском метро (апрель 2017-го), то, как говорят в Баскервиль-холле, Why not?. Тем более, что настроенными доброжелательно жителями Первой столицы любое внимание воспринимается как позитив.
Развитию городского метрополитена это практически никак не помогло. Зато и не повредило. А по нынешним нелегким временам отсутствие результата – это тоже результат.
***
Владимир Гройсман пробыл на посту премьера всего три года. По иной версии, целых три года (значительная часть руководителей правительства не высиживала и этого срока).
Условно инаугурационная речь премьера 14 августа 2016-го запомнилась претенциозной репликой "Я вам покажу, как управлять страной!"
Но ожидания премьера от собственного управленческого потенциала оказались немного завышенными, так как все показанное было трудноразличимым на фоне перманентного социально-экономического кризиса. Повышение минималки и средней заработной платы стремительно съедались ростом цен и коммунальных тарифов, а реформаторская деятельность по большинству направлений зачастую сводилась к демонстрации мастерства по созданию, как говаривали в прежние времена, индустриального грохота.
Впрочем, упрекать премьера не имеет никакого смысла – он делал все, что мог. Иное дело, что наличных управленческих способностей, вполне сносных для регионального уровня, оказалось недостаточно для достижения сколь-нибудь значимых результатов на более просторной площадке. Такое тоже бывает.