Ошибка Гройсмана, или Шоу покемонов
Отсутствие признаков ярко выраженной эйфории в рядах законодателей по поводу появления в стенах Рады проекта Госбюджета стимулировало действующего премьера Гройсмана к поиску новых аргументов в пользу главного финансового документа.
Небогатый набор приемов манипулирования общественным сознанием, взятый ранее на вооружение главой правительства, за пять месяцев ежедневного использования изрядно поистрепался. Каждое упоминание о популистах действует на премьера (и на весь правящий Кабмин) примерно так же, как попытки вербализации информации на героя кинокомедии «Тысяча слов» (каждое произнесенное вслух слово приближало книжного агента Джека МакКолла к неутешительному финалу). Экивоки в сторону «папередников» в стиле «Все украдено до нас» активно использовались едва ли не всеми правительствами времен независимости, но никому особого счастья не принесли. А посему поиск нового убойного тезиса, способного сокрушить оппонентов одним ударом, стало для правительственной команды не менее актуальным вопросом, нежели поиск источников средств на реализацию доселе невиданных социальных инициатив.
Волшебные слова – «шоу покемонов» - призванные переломить ход околобюджетной дискуссии, прозвучали из правительственной ложи во время заседания Рады 21 сентября. Гримасы на лицах представителей разнокалиберной оппозиции, спровоцированные ознакомлением с финансовым документом, премьер решил разгладить резким одергиванием: «Для меня является приоритетом, как и для нашего правительства, вопрос честного бюджета через честный диалог, через абсолютно профессиональный подход, а не тот подход, который мы слышим от некоторых политиканов, которые стремятся превратить честный бюджт, честный подход, возможности для дискуссии в шоу покемонов».
Настоятельной рекомендацией к потребителям информационного продукта является не прослушивание речей политиков, а именно чтение. Ибо «буквотекст» лишен значительной доли эмоциональной составляющей, с помощью которой высококвалифицированный оратор в состоянии компенсировать отсутствие содержательной части. В вышеприведенной реплике замечательно если не все, то многое. Использование слова «приоритет» указывает на четкое понимание задач. Словосочетание «абсолютно профессиональный» якобы снимает сомнения в качестве выполненной работы. Четырехкратное упоминание эпитета честный применительно к действиям правительства и продуктам его жизнедеятельности вполне прозрачно намекает на отсутствие данного качества у оппонентов, которые в финале получают контрольный выстрел в ногу в виде представления их в самом нелепом свете.
Одно из основных правил ведения публичного спора предписывает, не заморачиваясь на воспроизведение четкой, последовательной и логичной аргументации, сразу приступать к дискредитации оппонента, в том числе и с помощью навешивания ярлыков, что, собственно говоря, и было сделано в соответствии со всеми канонами политической азбуки. Далеко не новая фишка – ранее применялись сравнения с балаганом, театром абсурда, нет-нет да и мелькала классическая фраза «цирк уехал, клоуны остались» - была достаточно квалифицированно наполнена современным звучанием с учетом мегапопулярности такого занятия, как охота на покемонов. (Стоит поставить минус креативщикам былых времен за бездарно упущенную возможность поэксплуатировать словосочетание «Шоу долгоносиков». Ведь феноменальная была передача, если ее еще кто-то помнит.)
Современное «шоу покемонов» параллельно с демонстрацией наличия чувства юмора у авторов обнажает и некоторые уязвимые места: отсутствие внятных аргументов и попытки свести диалог к классической, но в условиях политической нестабильности крайне непрочной схеме «Я - начальник, ты - дурак». (В исполнении практически отца-основателя современного антипопулизма Никиты Сергеевича Хрущева это звучало примерно так: «Есть два мнения: одно – мое, второе – глупое».)
Но при стрельбе горохом о стену следует тщательно следить, чтобы не заполучить ответку рикошетом. Или, как любят приговаривать типичные копы в штатовских фильмах, все, что вы скажете, может быть использовано против вас. Возможно, сам того не замечая, Владимир Борисович совершил ошибку, которая при определенных раскладах может стать самой непоправимой в его премьерской карьере.
Например, попытки дискредитировать политических противников фразой «Козлы, которые мешают нам жить» вполне предсказуемо сработали против разжалованного из президентов Януковича. «Козлы» не прижились, а сама реплика использовалась против автора в качестве подтверждения его несостоятельности на интеллектуальном поприще. Опасность «шоу покемонов», напротив, заключается в обладании высоким потенциалом приживаемости в массовом сознании, то бишь, с большой долей вероятности данная тема может пойти в народ. И далеко не факт, что применительно к размытой, не всегда достаточно внятной, крайне разнонаправленной оппозиции. Ситуация может быть перевернута с головы на ноги, если кто-либо из бойких современных ораторов, например, та же Юлия Владимировна, как наиболее последовательный противник действующего Кабмина, догадается появиться перед телекамерами с репликой: «Замість того, що б представити в Раду проект обгрунтованого бюджета, вони влаштовують якісь шоу. Відтак стовідсотково зрозуміло, що це «уряд покемонів»… И дальнейший текст будет уже абсолютно неважным. Почему, излишне даже объяснять. Если оппоненты проглотят премьерскую остроту – считай, повезло. Если же начнут усиленно акцентировать на ней внимание, то дело швах. Перспектив у команды управленческих энтузиастов под вывеской «правительство покемонов» будет еще меньше, нежели у «папередника» Арсения Петровича, достаточно быстро растерявшего электоральный капитал с помощью запуска столь неудачных мемов, как «кулявлоб» и «правительство камикадзе».