Цена на газ: понизили, но повысили

5960

Лица новые, технологии старые. Профессиональный карточный мастер, раздев клиента до трусов, всегда дает ему возможность немного отыграться – вернуть брюки, шляпу и немного денег на билет до дома. Гражданин, проигравшийся в пух и прах, но избежавший позора от прохождения в неглиже по улицам, уже счастлив тем, что так удачно отделался.

Власть пошла на уступки «тарифным майданам», пусть и немногочисленным, но подающим горячий инфоповод оппозиционным медиа.

В данном случае стоит заметить, что так называемые «новые лица» за полтора года у власти так и не сумели ни сформулировать новых смыслов, ни выработать новых управленческих подходов.

Обращение же к цифрам может подтолкнуть к идее, что никакого реального снижения не произошло.

Кабмин декларировал фиксацию цены газа на уровне 6,99 грн. за кубометр, что уже указывает на наличие мелких и далеко не оригинальных маркетинговых манипуляций. Подобную практику создания иллюзии, что товар стоит не 7, а 6 можно наблюдать в любом супермаркете.

Например, в декабре 2020-го «Нефтегаз», являющийся фактическим газовым монополистом заявлял, о цене 6,33 грн. за кубометр.

Есть ли в стране граждане, которых можно убедить, что 6,99 меньше, чем 6,33? Возможно. Для них – произошло снижение.

При этом за скобки выносится стоимость транспортировки, с учетом которой, по оценкам некоторых экспертов, средняя цена составит 8,81 грн. за кубометр. Во времена ушедшего в политическое небытие премьера Гройсмана было 8,55 грн.

Хоть что-то понимающий в арифметике человек может заметить, что никакого снижения не произошло. Напротив – произошло повышение.

В правительстве даже не смогли внятно сформулировать сроки действия «жесткого тарифа» - то ли до конца карантина (какого именно – общего или локдаунного – не ясно), то ли до конца отопительного сезона.

Почему повышают тарифы

У представителей центральных органов власти накопилась уже целая коллекция объяснений, почему повышаются тарифы, и почему это хорошо. Особенно замечательным выглядит объяснение, что повышение минимальной заработной платы отражается на себестоимости всех товаров и услуг.

Иными словами, механизм повышения социальных стандартов, по версии властной команды, выглядит примерно так: у части граждан ненамного повышается зарплата, а затем добавленные деньги отбираются посредством повышения цен и тарифов. Выглядит как попытка уехать на велотренажере. Движение есть, продвижения вперед нет.

Еще менее убедительными выглядят рассказы о газовом рынке, наличие (отсутствие) которого мы рассматривали не столь давно в материале «Перспективы «тарифного майдана».

Можем добавить лишь то, что рынок вряд ли стоит рассматривать в качестве панацеи для нормализации ситуации во всех сферах жизни. Секрет в том, что задача рыночного механизма – не увеличение общего благосостояния, а увеличение благосостояния собственников тех или иных активов. Частная больница не ставит своей задачей обеспечения общественного здоровья. Это задача Минздрава. Частная же больница ориентирована на узкую целевую аудиторию, способную оплатить услуги по высокой цене. Частная школа не работает на обеспечение общей грамотности. Это задача Министерства образования. Частная спортивная секция не занимается развитием физической культуры. А частные газовые компании не ставят своей задачей обеспечение коммунальной услугой, представляющей собой не только элемент минимального комфорта, но являющейся вопросом жизни и смерти (ибо от холода умирают, как и от голода) абсолютно для всех граждан страны. Они ставят перед собой задачу – получение максимальной прибыли по принципу: есть деньги – плати, нет – замерзай, погибай, в общем, делай что хочешь, ты свободный человек в свободном мире. И это стоит иметь в виду. Хотя бы в вопросах жизнеобеспечения всего общества, а не отдельной его части. 

Харьков: на тарифном фронте без перемен

В Харькове – как в анекдоте про старого одессита: у всех суббота, а у нас четверг.

Во времена, когда страну сотрясает легкая рябь «тарифных майданов», секретарь Харьковского городского совета Игорь Терехов выходит на публику с практически сенсационным заявлением: тарифы на отопление и горячую воду повышать не будут.

"Я принял решение, что тарифы для горожан на отопление и горячую воду подниматься не будут. Они останутся на уровне 2018 года. Я понимаю, что Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики, будет недовольна этим решением, но я его не изменю, и всю ответственность за него беру на себя", - отметил Терехов.

Дмитрий Михайлов