Перспективы «тарифного майдана»

2809

Протестные акции против повышения тарифов на газ докатились и до Харьковской области.

Жители города Валки 7 января перекрыли трассу Киев-Харьков.

Визуально акция получилась немногочисленной – порядка двухсот человек. Но для таких городков, как восьмитысячные Валки на данный момент это может быть пределом протестной активности (в пересчете, например, на киевские масштабы – это порядка 60 тысяч граждан).

Протестное движение зародилось в Полтавской области, где акции недовольных продолжаются с 4 января.

Из-за чего сыр-бор?

Очередное повышение цены на газ вошло в жесткое противоречие с теми надеждами, которые возлагались на управленческую команду шестого президента. Ведь именно антисоциальная тарифная политика в значительной мере подкосила политических предшественников нынешнего президента и привела их к самому оглушительному провалу на выборах в истории независимого украинского государства. (в те же годы возникло такое понятие, как «тарифоцид»).

Если в прошлом-позапрошлом годах информационное паразитирование на теме тарифов (их якобы снижения или, в крайнем случае, неповышения) являлось одним из несущих стержней агитационно-пропагандистской деятельности и правящего кабинета, и медийно активной части монобольшинства, то в 2021-м от политики «пряника» решили отказаться в полном соответствии с канонами восточной философии, утверждающей, что всегда хорошо – тоже плохо.

Дабы тарифный «кнут» не казался столь угрожающим, его еще ранее решили переделать на двухвостую плетку – от цены на газ отделили плату за транспортировку. Однако попытки создания некоторой иллюзии снижения платы за продукт вызвало еще большее негодование потребителей, которых так и не удалось убедить, что плата за доставку – это нечто «совсем другое».

С 1 января 2021-го плата за газ от различных поставщиков составляет от 6 990 до 10 080 гривен за тысячу кубов. Плата за транспортировку – от 450 до 3 340 гривен за тысячу кубов.

На этом фоне даже Гройсман с его 8 550 гривен за тысячу кубов выглядит добрым Санта-Клаусом с мешком подарочных бонусов.

Псевдорынок

Попытки объяснить повышение стоимости на газ якобы введением газового рынка лишены логических обоснований по целому ряду причин.

Как показали события последних тридцати лет, нерегулируемый рынок не является панацеей от всех проблем, и он далеко не самая лучшая разновидность социально-экономического фундамента для развития государства.

Рынок не приводит к установлению справедливых цен. Он приводит к установлению цен, выгодных для собственника. И рассказы о том, что потребитель, консолидировано бойкотируя дорогостоящие товары, способен переломить ситуацию в свою пользу, стоит отнести к области общих теоретизирований.

Победит ли «тарифный майдан»?

Массовые акции протеста против повышения газовых тарифов – отнюдь не новость для последних лет. Все предыдущие попытки сопротивления завершались ничем.

В ноябре 2015 года противники повышения тарифов установили палатки под зданием Кабинета министров.

Год спустя, в ноябре 2016-го недовольные тарифами вновь собирались в центре Киева и, помитинговав немного, разошлись по домам пить чай.

Начавшиеся в середине ноября протесты ФОПов к январю практически сошли на нет.

Власть все еще не отрицает права граждан на мирные протестные акции (перекрытие трасс к таковым, конечно же, отнести нельзя). Но в законодательстве не прописано, что власть обязана на такие акции реагировать. Сложившуюся ситуацию можно было бы назвать «синдромом доктора Хайдера», проводившего пикетирование Белого дома в течение 218 дней, абсолютно не замечаемый обитателями вышеуказанного здания.

Любые протестные акции, лишенные массированной поддержки СМИ, политических проектов, народных депутатов и, что немаловажно, иностранных партнеров, обречены на медленное и незаметное угасание. Нынешние протестные акции такой поддержки не имеют, а, следовательно, судьба их легко прогнозируема.

Понять и простить

Попытки действующей центральной власти перевести стрелки в тарифных вопросах на местные власти или на некие облгазы, или еще на кого бы то ни было абсолютно лишены перспектив. Если ТОПы ни за что не отвечают, то у широкого круга потребителей управленческих услуг могут возникнуть крамольные мысли: а зачем они вообще нужны? Причем, даже не на уровне персоналий, а на уровне институций.

Да, отменить ту или иную институцию избиратель не в состоянии, но сомневаться в ее эффективности и целесообразности – имеет полное право. Но и пенять на правящий кабинет, его подразделения, монокоалицию и даже самого главнокомандующего не имеет смысла. Даже появившаяся в последние годы народная присказка «чтобы поднимать тарифы, ума много не надо» в данном случае малоприменима. Более уместным была бы иная присказка – «не ругайте пианиста, он играет, как умеет». Ни образовательный уровень, ни организационные таланты не позволяют им совершать иные государственные деяния помимо повышения цен, тарифов, налогов, платежей. Если бы они умели повысить добычу углеродов, модернизировать транспортные сети, повысить энергоэффективность или использовать альтернативные источники энергии с высоким КПД, они бы это делали.

Единственное, что может сделать потребитель газа и иных коммунальных услуг – игнорировать неэффективные политические проекты в избирательных списках.

Дмитрий Михайлов