Блокада, которая выгодна всем
Активизация слухов о разгоне лиц, блокирующих железнодорожные пути в Донецкой и Луганской областях, выносит в повестку дня подведение промежуточных итогов мероприятия, как минимум, на уровне попыток сформулировать ответ на извечный вопрос отечественных натуралистов: «Шо це було?» А для решения этой непростой задачи неплохо было бы выявить на политическом теле то самое место, откуда, как принято говорить в народных массах, ноги растут.
Приступая к очередному расследованию, лучший друг всех полисменов Эркюль Пуаро руководствовался правилом «ищи, кому это выгодно». В одном из вагонов Восточного экспресса ему довелось столкнуться с прелюбопытным преступлением: в убийстве мистера Рэтчетта оказались заинтересованными все пассажиры.
В появлении блокадного «Бермудского треугольника» Торецк, Бахмут, Светланово при тщательном рассмотрении также можно отыскать толику заинтересованности одновременно нескольких сторон.
Семен и Ко
О пользе качественного пиара в свое время исчерпывающе высказался Федор Михайлович Достоевский. Попытки разобраться в ценности земной славы привели его к вполне логичному выводу: «Стар стану, поган, авось и сгодится». Широкий спектр возможностей монетизации медийной известности стимулирует к поиску новых возможностей втиснуться в объективы телевизионных камер. Подыскивающий почти два месяца подходящие к сложившейся ситуации слова президент Порошенко даже запустил в массы тезис о пиаре на крови. (Что, впрочем, скорее свидетельствует о невысокой мотивации президентских текстовиков заморачиваться креативом, если можно ограничиться скромными заимствованиями. До этого участники блокады усердно раскручивали тезис о «торговле на крови»).
По версии политолога Бондаренко, активность отдельно стоящих депутатов от «Самопомощи» продиктована подготовкой к созданию нового политического проекта, что в стране, где политическое проектирование является национальным видом спорта, для молодых и полных творческих сил индивидуумов является кратчайшим путем к самореализации.
Далее цитата.
"Это выгодно некоторым депутатам из "Самопомочи", которые понимают, что сейчас будет создаваться новый политический проект, в основу которого ляжет идея противопоставления себя Минским договоренностям и идея силового возврата Донбасса. Эта группа депутатов чудесно понимает, что в новый список "Самопомочи" они уже не попадут, поэтому и готовит такой политический проект. (Кость Бондаренко).
Президент Порошенко
Некоторые намеки на выгоды Петра Порошенко удалось рассмотреть директору Института трансформации общества Олегу Соскину и директору Института анализа и менеджмента политики Руслану Бортнику.
Олег Соскин: «Порошенко, закрывший липецкую фабрику, лишается активов в России. Ему нужна замена, и сейчас он хочет заполучить активы донецкого олигархата. Позиции одного олигарха – Александра Ефремова – уже подорвали. Сейчас вот настала очередь Рината Ахметова. Для этого необходимо «отжать» у Ахметова два металлургических комбината в Мариуполе, которые как раз и пользуются антрацитом с «оккупированных территорий».
Руслан Бортник: «Возможно, Ахметова таким образом пытаются вести путем Коломойского – лишить влияния на собственный холдинг. В таком случае блокада – лишь следствие борьбы финансово-политических групп Украины».
То есть, в данном формате власть и актив действуют в некотором роде заодно.
Но оба комментария можно отнести лишь в разряд исключительно оценочных суждениях, основанных на индивидуальных особенностях мироощущения. В теории же слепой траст и повышенная политическая ответственность делают попытки соединения понятий «президент» и «бизнес» столь же бесперспективными, сколь и венчание розы белой с черною жабою (Есенин, классика).
Премьер Гройсман
Блокада предоставляет кабмину вполне внятные аргументы для очередного повышения тарифов на электроэнергию. Если у товарища Саахова было два разнонаправленных выхода из кризисной ситуации – в ЗАГС или к прокурору, у действующего премьера, так и не сподобившегося показать позитивные примеры управления государством, ровно столько же, только устремленных в едином направлении: продолжить отжим подматрасных денег у ширнармасса и расширять круг лиц, зависимых от коммунальных субсидий. Первый пункт помогает хоть как-то утолить финансовый голод управленческого класса в условиях катастрофически сужающейся кормовой базы. Второй – минимизирует политические риски, так как подсаженные на социальные подачки массы не склонны к проявлению гражданской активности, что в период максимальной опасности «шатуна» является несомненным плюсом.
Неотечественные товаропроизвоители
В соответствии с солидарной версией президента и кабмина, прекращение поставок угля с противоположной стороны линии разграничения может привести к дефициту электроэнергии и сворачиванию металлургической отрасли. На последнее косвенно указывают сообщения о приостановке работы Алчевского металлургического комбината. Подобная участь может постичь и Енакиевский комбинат.
Это в свою очередь значительно сократит экспортный потенциал страны. Гарант оценил риски в 2 миллиарда долларов, что составит порядка 35% экспортной выручки от продажи металла.
А при веерном отключении света населению экспортировать электроэнергию станет просто не комильфо. Во всяком случае блокадный актив обязан будет просто повиснуть на проводах, чтобы не допустить «торговлю на крови» только уже в обратном направлении.
В прошлом году Украина продала электроэнергии примерно на 120 миллионов. Деньги в сущности – не большие, как и 2 металлургических миллиарда. Но в условиях, когда товаров больше, чем покупателей, «бои без правил» ведутся буквально за каждый евро. О том, что освободившиеся ниши немедленно будут заняты конкурирующими компаниями говорить даже излишне. Особо парадоксальным будет выглядеть ситуация, когда в образовавшийся на рынке зазор протиснутся металлурги-агрессоры, что станет прямым подтверждением гипотезы вице-премьера Зубко о присутствии российского следа.