Байден не указ

2928

Пришел, увидел, разрулил. Еще до приземления вице-президента США Джо Байдена в Бориспольском аэропорту критики режима, невзирая на разнополярность взглядов и настроений, расценили визит заокеанского гостя в Украину как попытку со стороны западных партнеров внести корректировки в курс якобы утратившей субъектность как на международной арене, так и во внутренней политике страны.

Подчеркнуто радушный прием в платочно-частушечном стиле, когда у трапа авиалайнера не хватало лишь цыганского хора с раскатистыми напевами «К нам приехал, к нам приехал Джозеф Джозыч дорогой!», отдельными наблюдателями был расценен не столько как проявление традиционного гостеприимства, и даже не как признаки засевшего в подсознании еще с советских времен низкопоклонства перед Западом, а как встречу барина или даже секретаря обкома (кому какая эстетика более по душе), приехавшего в подшефный колхоз раздавать кому грамоты, кому выговора.

Вооружившиеся плакатами «Biden! SOS!» и «Biden! HELP!» участники финансового майдана однозначно выразили свое отношение к визиту в стиле «Байден придет – порядок наведет!» А политологи назвали приезд штатовского вица главным событием года (хотя за послемайдановский период заместитель Барака Обамы прилетает в четвертый раз, что как бы намекает на устойчивый интерес США к Украине как к одной из зон своих геополитических интересов).

Однако ожидания того, что иностранный партнер подобно пассажиру голубого вертолета подарит 500 эскимо и бесплатно покажет кино, могут оказаться лишь фантомными болями от несбывшихся надежд на реализацию концептуального плана развития под лозунгом «Заграница нам поможет!», а слухи о безвременной кончине украинской субъектности во внутренних вопросах – сильно преувеличенными. Взаимодействия между Западом и околозападом вполне могут строиться на уровне отношений между фонтанирующим идеями начальником и согласно кивающим, но поступающим абсолютно по-своему подчиненным.

Мы начинаем ЗСТ. Для чего, для кого

Не отличающийся повышенной точностью прогнозов премьер-министр Яценюк, тем не менее, практически предсказал магистральные месседжи, направленные Джо Байденом провластному большинству и опекаемому им электорату: «То, что вы сделали, вам засчитано, но вам надо намного больше сделать еще». И именно по такой схеме вице-президент построил свою речь перед украинским парламентом (данное выступление, по сути, явилось центральным номером публичной программы визита).

Выделение значительной части содержания пункта «Вам засчитано» под описания событий на майдане можно рассматривать и как дополнительные акценты на их непреходящем значении, и как отсутствие иных практических результатов, за которые можно было бы поставить зачет. Проведение исторических параллелей между ситуацией в Украине и войной Севера против Юга в США, безусловно, потешило самолюбие принимающей стороны, даже несмотря на то, что само употребление термина «гражданская война» в украинской политической полемике является глубоко табуированным. Но, как говаривал Антон Палыч, хорошее воспитание проявляется не в том, чтобы не пролить соус на скатерть, а в том, чтобы не заметить, если это сделает кто-то другой. В неформальной обстановке классик еще добавлял: тем более, если этот кто-то - директор вашего департамента. Но мы будем руководствоваться официальной версией.

Раздел «Надо намного больше сделать еще» состоял всего из двух пунктов – борьба с коррупцией и обязательства Украины по выполнению минских соглашений. Отношение именно к данным вопросам и является индикатором независимости украинского руководства от каких бы то ни было объективных и субъективных факторов, фактического хода событий, а тем более пожеланий со стороны. Двадцатимесячная борьба с коррупцией по принципу «и в борьбе с зеленым змием побеждает змий» наглядно продемонстрировала, что данный вопрос является сферой компетенции исключительно туземного политикума, и даже вкрапления пришлого элемента не могут никоим образом повлиять на ситуацию.

Особенности национальной борьбы с коррупцией

Что касается пункта номер два, то фраза «полная имплементация Минских соглашений» наверняка займет достойное место в рубрике «личное мнение нашего друга Джо». На сегодняшний день в Украине нет ни одного провластного или околовластного политика, который бы публично признал целесообразность или необходимость выполнения плана по урегулированию конфликта в последовательности, описанной, например, в пунктах 9 и 11 вышеупомянутых соглашений. Достигнутые еще в феврале договоренности формально предполагают буквально следующий алгоритм действий: проведение выборов, начало восстановления контроля над украинско-российской границей, конституционная реформа, принятие закона об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей, завершение восстановление контроля над украинско-российской границей. Примечание к 11-му пункту предусматривает участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей и создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.

И все эти действия должны проводиться по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. То есть противная сторона должна заявить о своем согласии с тем, в каком формате реализуется каждый пункт соглашений.

Схема, регулярно озвучиваемая представителями коалиционных и идейно близких к ним сил, - сначала контроль над границей, а дальше уже будем посмотреть –указывает на наличие альтернативного подхода к прочтению документа. И столь различные представления сторон о сущности добра и зла позволяют говорить скорее не об имплементации, а в лучшем случае о замораживании конфликта. Тем более что повисший вопрос об обмене пленными и фактическое возобновление боестолкновений возвращают процесс реализации соглашений в точку «ноль», из которой два пути: или начинать отсчет сначала, или – в отрицательные числа.

Заместитель председателя Верховной Рады уже после выступления Байдена в студии ток-шоу «Шустер LIVE. Будни» сообщила буквально следующее: «Фактически мы должны понимать, что Украина до сих пор не имеет собственной стратегии, как решать эту ситуацию. До сих пор мы идем в трэнде, заданном Россией. Это России нужны Минские договоренности. Это России нужно, чтобы мы их выполнили. Украине это не нужно. Наоборот, Украина сегодня должна формулировать свою собственную повестку дня для того, чтобы вернуть эти территории. Я уверена, что более сильным способом возврата этих территорий в Украину как украинских территорий – это изоляция этих территорий, это блокада этих территорий. И мы зарегистрировали законопроект про оккупированные территории, в соответствии с которым кроме минимальной торговли бытовыми вещами какое бы то ни было экономическое взаимодействие с оккупированными территориями должно быть прекращено».

Перестановки в высших эшелонах власти, призванные свидетельствовать о могуществе «светлых сил», похоже, тоже отданы на откуп местным товарищам, не исключено, что с выражением поддержки тех, кто уже основательно нагрел руководящие кресла. Достаточно пафосное послание Арсений Яценюка о необходимости сплотить ряды, адресованное президенту – «у нас есть только один путь – путь единства» - указывает на то, что до отчета перед Радой премьер движется по этому единственному пути на слегка подкошенных ногах, но, тем не менее, с высоко поднятой головой. Неоднократно упомянутый экспертами под первым номером в гипотетическом списке Байдена претендентов на выкинштейн генпрокурор Виктор Шокин комментами к визиту не отметился, очевидно, исходя из правила «вы можете хранить молчание, все, что вы скажете, может и будет использовано против вас». А лишенный звания президента, но не лишенный чувства юмора Виктор Янукович в предчувствии легкой кадровой чехарды в киевских коридорах власти изящно потроллил бывших друзей-соперников заявлением о возвращении в большую политику.

Андрей Кравченко