Новые правила в ЖКХ. К чему готовиться жителям Харькова

13963

Закон «О жилищно-коммунальных услугах» был принят в ноябре 2017 года. Отдельные его нормы вступят в силу с 2019 года (например, пеня за просрочку платежа в размере 0,01 процента за каждый день), но некоторые уже в мае этого года.

Среди главных нововведений, которые вступили в силу сегодня, – абонплата на поставку отопления и воды, плата за содержание и ремонт внутридомовых сетей. Кроме того, поставщикам разрешили отключать должников даже без их присутствия, при условии, если неплательщика поставили в известность в 30-дневный срок. Причем, по новым правилам потребитель теперь несет ответственность за все потери воды, тепла в доме. Все «неучтенные» траты будут делиться на жильцов.

Считать платежки начнут по домовым, а не квартирным счетчикам. При этом общедомовые счетчики станут коммерческими, т. е. устанавливать и обслуживать их будут за счет потребителя.

При этом расчет потребления воды на человека будет зависеть от количества людей, который проживают в доме, и от объема воды, который они используют. То есть весь объем воды поделят между жильцами.

«Если часть помещений в здании оснащена индивидуальными приборами учета воды,  часть - не оснащена, объем соответствующей коммунальной услуги, потребленный потребителями в помещениях, оснащенных узлами распределительного учета, устанавливается в размере, определенном с помощью таких узлов, а общий объем потребленной в здании соответственно горячей и холодной воды (кроме объема, затраченного на общедомовые нужды и потребителями в помещениях со счетчиками) распределяется между потребителями, помещения которых не оснащены счетчиками, пропорционально количеству лиц, которые фактически пользуются такими услугами», - сказано в документе.

«С принятием нового закона о ЖКХ повышается ответственность каждого жильца. В частности, капитальный ремонт внутридомовых систем – водоснабжения, электро -, газо -, теплоснабжения — теперь ложится на плечи жильцов. Иными словами, если жилец не захочет платить компании-поставщику услуг за обслуживание коммуникаций, то в случае, скажем, порыва трубы – вызывать мастера и чинить ее придется за свой счет. Причем, объединение домов также подразумевает, что жильцам придется сбрасываться на «ухаживание» за домом и придомовой территорией, а уже из этих средств будет проводиться ремонты», - объяснил «ГХ» руководитель Харьковского отделения Ассоциации правоведов Украины Роман Чумак.

Поставщикам разрешили отключать должников даже без их присутствия при условии, если неплательщика поставили в известность в 30-дневный срок. В свою очередь жильцы домов получили возможность также «наказывать» поставщиков услуг – не платить полностью или частично, если услуга предоставлена недолжным образом. Но, по словам экспертов, на практике это работать не будет.

«При получении некачественной услуги потребитель составляет акт-претензию, которая должна быть подписана исполнителем услуг и управителем. Причем поставщик услуги обязан явиться в течение двух суток после обращения потребителя. Если не явится, то оплата за услугу не начисляется. Но есть опасность, что исполнитель услуги не подпишет акт-претензию. В результате, акт-претензию необходимо завизировать еще у двух соседей, а затем документ отправить исполнителю услуг рекомендованным письмом. После этого в течение пяти рабочих дней исполнитель услуги сам решает: обоснована претензия или нет. Естественно, никто из монополистов – поставщиков услуг — не признает, что услуга предоставлена не полностью или некачественно. Поэтому придется подавать в суд, который будет тянуться годами. Убедить поставщика услуги в правомерности претензий может разве что замер проб, который покажет отклонение от нормы температуры горячей воды, или тепла, или качества газа. Однако проводить замеры потребителю придется за свои деньги», - объяснил эксперт в сфере ЖКХ Евгений Лисичкин.

«Главные изменения, которые предлагает закон - это оплата только потреблённых услуг. Одним словом, если услуга не предоставлена или представлена некачественно, то потребитель получит право требовать перерасчет, а также потребитель будет иметь право не оплачивать стоимость коммунальных услуг (кроме тепловой энергии), если ими не пользуется за период отсутствия в помещении более 30 дней», - рассказал «ГХ» Роман Чумак.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы быть в курсе самых важных и интересных новостей.

Читайте також: