Принятый в первом чтении законопроект о реформе госслужбы еще на один шаг подогнал Украину к европейским стандартам. Правительство возлагает на него большие надежды и считает, что реформа даст украинцам нормальных чиновников.
Среди новшеств - введение конкурсов на все государственные должности, департизация чиновников, усиление ответственности за выполнение обязанностей и дифференцированная модель оплаты труда. Если закон таки примут, до 2017 года систему госслужбы полностью реформируют.
- Раньше каждое новое правительство втягивало госслужащего в партию власти, текучесть кадров при изменении правительств достигала 70%, - объясняет эксперт Реанимационного пакета реформ Николай Выговский. – Везде ставили своих людей, и в результате на руководящих позициях оказывались не лучшие специалисты, а политические назначенцы. Поэтому законопроект запрещает участие чиновника в политическом процессе и членство в политических партиях. Он должен выполнять свои обязанности, независимо от того, какая политическая сила при власти.
По мнению Выговского, единственный выход при назначении чиновников – прозрачный конкурс, с привлечением в отборочную комиссию представителей общественности.
- Какие-то функции госслужащих передадутся частным структурам, многие процессы ускорятся и удешевятся за счет внедрения систем электронного управления, - продолжает эксперт. – Это позволит сократить штат госслужбы в разы. Но поскольку фонд заработной платы останется прежним, можно будет существенно увеличить зарплату и привлечь на государственную службу более профессиональных исполнителей.
Экономисты уверены: закон о реорганизации госслужбы – дело хорошее. Правда, никакой конкретики в нем пока не прописано.
- К примеру, что касается работы и оплаты – должна присутствовать четкая постановка задачи, которую чиновник должен выполнить и за это получить деньги, - рассуждает заслуженный экономист Украины Леонид Рубаненко. – Суть реформы – минимизировать общение чиновников с простыми людьми. На самом деле людям все равно, состоит он в какой-то партии или нет, человек хочет знать, к кому он может обратиться, чтоб его не отфутболили. А пока в законе нет даже направлений, по которым будут проводить реформы, все очень обобщенно.
Сами харьковские чиновники пока не понимают, как отразится принятие такого закона на каждом из них. Поэтому о последствиях даже не задумываются.
- А что бояться? Говорить пока не о чем, - комментируют в обладминистрации. – А из того, что предлагается, к примеру, введение конкурсов - это и сейчас есть. Мы сдавали экзамены на знание Конституции, законов. В партиях тоже не многие состоят, поэтому какие конкретно перемены грядут – не ясно.