Произошло это 89 лет назад - 6 декабря 1932 года. В те времена аэропорт не имел статус международного. Но взлетавшие с его полос авиалайнеры – тоже не столь совершенные как сейчас – осуществляли весьма дальние полеты.
Некогда Харьков был одним из центров авиастроения. Не только украинского, но и мирового. Производство больших пассажирских лайнеров достигало 60-70 единиц в год.
Эксперименты по созданию летательных аппаратов тяжелее воздуха начали проводиться еще в начале ХХ века уникальным конструктором-самородком Гризодубовым.
В 1920-х самолетостроение начали ставить на промышленную основу. Но самолеты без аэродрома – это все равно, что человек без дивана. Ни присесть, ни взлететь.
Первая взлетная площадка появилась в 1923 году в Сокольниках в районе авиационного предприятия. И уже оттуда начали осуществляться относительно дальние рейсы Харьков-Киев и Харьков-Одесса.
Даже было построено здание аэровокзала.
Но.
Аэропорт делил территорию с харьковским ипподромом. Скачки – забава сегодня практически забытая – некогда пользовались широкой популярностью.
Однако 19 мая 1926 года у самолета Комета-III, который вылетел из Харькова, произошла утечка масла. Экипаж принял решение возвращаться. Но во время посадки на территории аэропорта начались скачки.
Самолет при посадке зацепил крылом дерево и упал на трибуну. В авиакатастрофе погибли пилот, бортмеханик и 2 пассажира.
Скачки временно запретили. Аэропорт даже получил некоторое развитие. Открылись новые рейсы: Харьков - Ростов - Минеральные Воды - Орджоникидзе - Махачкала - Баку и Харьков - Днепропетровск - Кривой Рог - Николаев - Одесса.
Тем не менее, возникла потребность создание взлетно-посадочного поля в менее оживленных местах.
В 1932 году было завершено строительство основных объектов аэропорта на новом участке, расположенном в 3,5 км от железнодорожной станции Основа.
6 декабря аэропорт был официально открыт.
В 1930-е годы XX века из Харькова осуществлялись рейсы в Москву, Киев, Тбилиси, Симферополь, Сталино (сейчас - Донецк), Мариуполь, Одессу, Сочи, Минеральные Воды.
Изначально полосы представляли собой хорошо утоптанное поле.
Только в 1940-1941 годах в аэропорту построили две цементобетонные полосы длиной 1000 метров и шириной 80 метров.
Правда, в годы войны аэропорт был практически уничтожен, его пришлось создавать заново.
Только в 1955-м году появилось здание аэровокзала, которое можно считать одним из символов Харькова.
В 1972 году взлетно-посадочную полосу продлили до 2 220 метров, чтобы аэропорт мог принимать реактивные самолеты Ту-134.
Кстати, основная часть данных самолетов производилась тоже в Харькове.
В 1974-1975 годы аэропорт Харьков обслуживал до 1,5 млн пассажиров. В 1990 году через аэропорт прошло 1,8 млн пассажиров. Это больше, чем в 2018-2019 годах.
После 1991 года аэропорт длительное время пребывал в глубоком кризисе.
В 2002 году пассажирские перевозки достигли самой низкой для аэропорта отметки – 50 тысяч человек в год. После этого началось медленное наращивание пассажиропотока.
К Евро-2012 построили новый терминал. Пассажиропоток перевалил за отметку 500 тысяч.
Наивысший показатель достигнут в 2019 году – 1,34 миллиона.
Но по меркам европейских стран Харьковский аэропорт остается очень и очень маленьким.
Для сравнения: Варшавский аэропорт имени Шопена и Пражский аэропорт имени Гавела - по 18 млн пассажиров; аэропорт во Франкфурте-на-Майне – 61 млн пассажиров; аэропорт в Кракове – более 8 млн пассажиров; даже аэропорт не самого крупного города в Европе – Мальме с 330 тысячами населения перевозит более 2 млн пассажиров в год.