По сравнению с февралем уровень потребительской инфляции вырос на 10,8%. Об этом сообщает Государственный комитет статистики.
По данным экспертов, годовая инфляция ускорилась с 35% до 46%, что является максимальным значением с конца 1996 года. И в дальнейшем цены продолжат расти. Эксперты прогнозируют, что годовой показатель инфляции вряд ли опустится ниже 30%.
По информации Главного управления статистики в Харьковской области, на потребительском рынке Харьковщины в марте продукты питания и безалкогольные напитки выросли в цене на 114,6%.
Наиболее существенно подорожала мукомольно-крупяная продукция, а именно:
мука – на 73,0%,
крупы перловые, ячневые – на 48,6%,
рис, пшено и макаронные изделия – на 26,2-42,1%,
крупы гречневые – на 20,2%.
Цены на сахар повысились более чем на треть (на 38,5%).
Наблюдалось также значительное подорожание плодоовощной продукции, а именно:
яблок, чеснока, моркови, бананов, пекинской капусты – на 20,2-64,6%,
помидоров, картофеля, лука, цитрусовых, бобовых, капусты белокочанной, сухофруктов, перца сладкого – на 11,8-27,7%.
Ощутимо подорожала рыбная продукция:
рыба свежая, охлажденная, замороженная и морепродукты – в пределах 22%,
рыба соленая и копченая – на 17,2%.
Также стали дороже маргарин и подсолнечное масло – более 20%, кофе и чай – на 16,3 – 17,1%.
Продолжали дорожать хлеб и хлебобулочная продукция на 17,1-32,0%.
Основными причинами удорожания продуктов (хлеба, подсолнечного масла и сахара), участники рынка называют отложенное повышение цен из-за девальвации гривны и удорожания сырья. По данным Нацбанка, межбанковский курс доллара за два первых месяца года вырос на 75%. В конце февраля курс доллара достиг пикового значения – 27,7 грн, а на черном рынке он продавался за 38 грн. «Мука, которая в себестоимости хлеба и хлебной продукции занимает 50%, подорожала в январе-феврале с 4,2 тыс. грн до 8 тыс. грн за тонну. Последний скачок цен на муку произошел в конце февраля, и в первой декаде марта хлебопеки подняли цены, но ниже показателя инфляции сырья»,‒ говорит генеральный директор объединения «Укрхлебпром» Александр Васильченко.
По мнению директора аналитической группы Da Vinci AG Анатолия Баронина, цены будут расти и дальше, но уже более низкими темпами. «Производители и импортеры будут продолжать играть на повышение цен, пытаясь выходить на приемлемый уровень рентабельности и закладывать в конечную цену умеренные валютные риски», ‒ поясняет эксперт.
Фото: gloss.ua