Знаменитый харьковчанин, чью идею «украл» известный писатель
Макар, ты чего вздыхаешь?
Это же не справедливо, когда твои идеи крадут. Я хочу справедливости.
А что случилось?
Я написал рассказ, а один знакомый этим воспользовался, немного переделал и выдал за свой.
Значит, пойдешь и расскажешь об этом учительнице.
Ага, и получится как у Григория Квитки-Основьяненко с Николаем Гоголем, который «украл» сюжет его произведения.
А как так получилось?
Садись, сейчас расскажу.
Григорий Федорович Квитка вошел в историю украинской литературы как зачинатель и первый классик художественной прозы. Был представителем дворянского рода казачьего старшинского происхождения. Род Квитки появляется в XVII веке сначала на Полтавщине, где один из Квиток был Гадяцким полковником, а затем переселяется в Слободскую Украину, где Квитки занимали должности полковников разных слободских полков и были связаны с основанием города Харькова. Наряду с Донец-Захаржевскими, Куликовскими, Шидловскими Квитки вошли в дворянскую элиту местного значения.
Прадед Григория был полковником Харьковского полка, дед - Изюмского слободского. Семья Квиток активно участвовала в государственной, общественной, религиозной и культурной жизни города.
Григорий Федорович Квитка родился 29 ноября 1778 года в дворянской семье в слободе Основа вблизи Харькова. Отсюда его литературный псевдоним - Основьяненко. Он прожил всю свою жизнь в Харькове.
С детства Григорий был больным и хилым. Из-за диатеза в пятилетнем возрасте мальчик ослеп. Зрение вернулось к нему вновь после посещения Озерянского храма. Юный Квитка увидел свет, который шел от иконы Озерянской Божьей Матери, и прозрел. Григорий Квитка-Основьяненко не снискал образования в учебных заведениях, учился только дома и в школе при монастыре. Имел музыкальный талант: играл на флейте и фортепиано. В формировании мировоззрения молодого писателя большую роль сыграли родители. Мать, Мария Васильевна (из рода Шидловских), была женщиной образованной, с сильной волевой натурой, большинство биографов писали о ней как о человеке строгом и властном. Отец писателя, Федор Григорьевич, наоборот, был человеком мягким и общительным, но авторитетным и уважаемым. Из-за патриархально-религиозного окружения на всю жизнь остался очень религиозным человеком. С марта 1793 г. до 1797 г. Квитка находился на военной службе, а с 1804-го по 1805-й в течение нескольких месяцев - послушником в монастыре.
О монашеских буднях Григория слагали анекдоты. Однажды воз с монастырскими бочками, которые Квитка привез в Харьков на продажу, увяз в грязи. Мальчишки в послушнике узнали сына известного помещика и стали над ним смеяться. Квитка, так и не сумев вытащить воз, бросил его посреди площади и сбежал домой, в Основу. Вдали от мирской суеты Квитка пробыл недолго – 10 месяцев.
Идти в монахи Григория Федоровича уговорил Григорий Сковорода, который был хорошо знаком с семьей Квиток. Оставив монастырь, он снова вернулся на военную службу, но уже через год выходит в отставку. После этого Григорий Федорович поселяется в Харькове и начинает вести активную культурную и общественную деятельность.
В 1812 году Квитка возглавляет Харьковский театр, активно участвует в создании Института благородных девиц. Жизнь писателя была полна противоречий. Из-за таких противоречивых поисков будущего писателя считали чудаком.
После войны 1812 года передовые общественные круги России и Украины захватило новое культурное движение, которое оказало большое влияние на будущего писателя и определило его дальнейший путь. В результате, в 1812 году Григорий Квитка начинает свою общественную деятельность. По инициативе Григория Федоровича в Харькове открылся частный театр, в котором Квитка был и режиссером, и директором, и историком. В этом же году Григорий организовал благотворительное общество и принял участие в открытии Института благородных девиц, на содержание которого сам пожертвовал много денег.
В 1833 году в Харькове благодаря Григорию Квитке была открыта губернская библиотека. Однако его общественная деятельность не ограничивается только родным городом: Григорий Федорович основывает кадетский корпус в Полтаве.
В Харькове Квитка становится одним из самых влиятельных людей. Он много сделал для развития города как культурного центра. Кроме благотворительной и просветительской деятельности Григорий Федорович занимается еще общественной и государственной: занимает должности судьи, уездного предводителя дворянства, председательствует в палате уголовного суда.
Квитка был сторонником идеи совершенствования общества путем реформ и влияния на него средствами литературного и театрального искусства. Выступал с пропагандой народной темы в литературе, был убежден во внесословной ценности личности.
Начиная с 1816 года, Григорий Федорович участвует в создании первых украинских общественно-литературных журналов «Харьковский Демокрит» и «Украинский вестник», в которых начинает печатать свои первые литературные опыты - юмористически-сатиристические письма помещика Фалелея Повинухина.
С 1816 по 1828 годы он занимает должность предводителя дворянства Харьковского уезда. Эта должность не только позволила Григорию Квитке сделать немало для образования и культуры в Харьковской области, но и предоставила ему щедрый материал для дальнейшей литературной деятельности. В 1827 году Квитка берется за написание сатирических комедий и повестей на русском языке.
Когда Григорий Квитка нашел свое истинное призвание, ему было уже 40 лет, и следующие 25 лет своей жизни он успешно совмещал служебную деятельность (предводителя дворянства, председателя Харьковского гражданского суда) с литературной. Научная общественность выбрала Квитка-Основьяненко членом королевского Общества антиквария (археологии) Севера (Копенгаген).
В 1832 году он был назначен на должность судьи, а позже был избран председателем Харьковской палаты главного суда. Эта должность была последней в его жизни.
В июне 1843 года Григорий Федорович заболел воспалением легких. Умер 20 августа 1843 года в своем имении на Основе, в котором провел почти всю свою жизнь. Там где раньше было имение, сегодня - парк, носящий имя писателя. Отпевали его в Благовещенском соборе. На похороны писателя собрался почти весь город. Похоронили его на Холодногорском кладбище, но в 1930-х годах церковь и кладбище снесли, а на том месте построили стадион «Трудовые резервы».
Надгробие было перенесено в Покровский собор, а затем на 2-е городское кладбище. Чей прах сейчас покоится под этим камнем, к сожалению, узнать уже никто не сможет.
Творческий путь
Григорий Федорович был любителем музыки, хорошо играл на многих музыкальных инструментах, предпочитая флейту. Квитка имел также незаурядные актерские способности, участвовал в любительских спектаклях театра на Основе (в старинном поместье, где жила семья) и роли выбирал себе всегда веселые и смешные.
В 1816 году он впервые напечатал свои стихи и рассказы на русском языке в «Русском вестнике», соредактором которого был, и «Вестнике Европы». При его содействии был организован альманахи «Украинская звезда» и «Новолуние», которые выходили в свет в Харькове. Первые пробы пера Григория Федоровича были, по мнению критиков, не слишком совершенными. Настоящий талант писателя проявился в начале 30-х годов, когда он начал писать на украинском языке. Свои первые произведения печатал в журнале «Украинский Вестник».
Современники свидетельствуют, что реализовать себя в литературе писателю помогла его жена Анна Григорьевна - классная дама Института благородных девиц. Жена поддерживала на литературном поприще, была его первым и очень строгим критиком, можно сказать, что благодаря ей он и стал писателем - Григорием Квиткой-Основьяненко.
Все произведения писателя наполнены любовью к землякам, в них много юмора, незлой сатиры. Писатель искренне считал, что идеальные герои существуют и в реальной жизни. В 1828 году Квитка пишет свою первую пьесу «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе», увидевшей свет в 1840 году. В ней иронично рассказывалось о приключениях фальшивого ревизора в провинциальном городке.
Примечательно, что сюжет этой пьесы у Квитки-Основьяненко «украл» Николай Гоголь, и выпустил он его под названием «Ревизор». Конечно, Григорий попытался было искать правды и обратился к своему цензору – известному писателю Сергею Аксакову. Тот, по совпадению, был близким другом Гоголя. Явно защищая товарища, Аксаков заявил, что анекдоты про фальшивых ревизоров по России ходят давно. И потому нет ничего странного, что идея написать об этом комедию посетила двух авторов.
Позже Григорием Федоровичем были написаны пьесы, в которых продолжались традиции русской сатирической драматургии («Дворянские выборы», «Дворянские выборы часть вторая, или Выбор исправника»). В 1834 и 1837 гг. вышли две книги «Малороссийских повестей, рассказанных Грыцько Основьяненко». Они были напечатаны на украинском языке и подписаны одним из многих псевдонимов - Григорий Основьяненко. Кроме этого он подписывался как Земляк, Аверьян Любопытный, Фаладей Повинухин, ваш Основьяненко и др.
Опираясь на литературную традицию, начатую Котляревским, народную напевность и юмор, Квитка написал на украинском языке популярные до сих пор комедии «Сватанье на Гончаровке» (1835), «Шельменко-денщик» (1835), «Бой-женщина» (1840).
Украинские прозаические произведения Квитки-Основьяненко делятся на две основные группы: бурлескно-реалистичные («Солдатский портрет», «Конотопская ведьма») и сентиментально-реалистические повести («Маруся», «Бой-женщина», «Сердешная Оксана»).
Произведения Основьяненко переведены на польский, болгарский, чешский и другие языки.
Отметим, что в Харькове в честь Квитки-Основьяненко названа улица в центре города. Ее протяженность – около 350 метров.
На этой же улице 19 октября 1993 года 215-летию со дня рождения писателя был открыт памятник Григорию Федоровичу.