Уникальный собор
Правда, что Благовещенский собор уникальный?
Правда.
А чем?
Он единственный православный храм в мире, который построен в византийском стиле.
Не знаю, где там византийский стиль, он мне просто слоеный тортик напоминает.
Харьковский Свято-Благовещенский собор считается единственным православным храмом в мире, построенным в византийском стиле. К слову, в его архитектуре тесно переплелись и византийский стиль, и собственное видение романских храмов отечественными архитекторами.
Глядя на Благовещенский собор, невольно создается двоякое впечатление от увиденного: массивный храм, «устремляющийся в небо», кажется легким и даже «воздушным». При этом невозможно избавиться от ощущения, что этот храм Господень нерушим. Ему не страшны ни природные катаклизмы, ни механические повреждения. Вид Благовещенского собора ночью способен ввести в немой шок от открывшейся красоты даже искушенного путешественника: уникальная в своем роде подсветка делает храм поистине фантастическим зрелищем. Особенно атмосферой мистицизма все пропитано в ту ночь, когда с его колоколен раздается на весь центр города звон, а священник выходит к своим прихожанам с новостью: «Христос воскрес!».
Благовещенский собор является не просто прекрасной и удивительной, «нехарактерной» для православной церкви достопримечательностью: за его стенами покоятся нетленные мощи святых и происходят самые настоящие чудеса, которые призваны доказать атеистам существование высших сил и бессмертной души. В Свято-Благовещенском соборе можно прикоснуться и вознести молитвы к одной из самых значимых православных святынь: сидящему на троне Афанасию III Цареградскому, который покинул наш мир еще в 1654 году. Его мощи нетленны, что признано одним из чудес, являемых человечеству Богом. Кстати, это единственные в мире нетленные мощи, которые находятся в сидячем положении.
История строительства
Увы, многочисленные документы, которые могли бы пролить свет на дату возникновения храма Благовещения Пресвятой Богородицы, были безвозвратно утеряны. Существуют данные, что архив, в котором хранились летописи, был варварски уничтожен во время оккупации Харькова фашистскими войсками. Первое упоминание о Благовещенском соборе встречается в «Куряжских записях», которые датируются 1720-м годом. Сохранилась также книга 1727-го года, в которой описано таинство крещения. О том, как выглядела церковь в 16-м веке можно сделать вывод по чудом уцелевшей описи, которая была составлена священниками в 1775-м году. Среди историков и архитекторов до сих пор не утихают споры о том, когда же впервые на «месте силы» был возведен православный храм. Подавляющее большинство специалистов утверждают, что Благовещенская церковь была построена приблизительно в то время, когда на карте мира возник и сам город. Однако эта версия не имеет под собой веских оснований.
Самая первая Благовещенская церковь находилась в окружении домов, сделанных по большей части из глины. Из этого можно сделать определенный вывод: подавляющая часть прихожан была людьми бедными. В 1738-м году в результате сильнейшего пожара, охватившего Залопанскую часть города, церковь выгорела дотла. В кратчайшие сроки церковь была полностью восстановлена и представляла собой деревянный храм с тремя башнями и колокольней: православный храм был отделен от города тыном.
В одной из описей внутреннего убранства церкви рассказывается о том, что, в тогда еще скромном храме, находилось православная святыня: Казанская икона Божьей Матери, написанная в 1776-м году и оправленная великолепной ризой, отлитой из серебра и покрытой позолотой.
В 1789-м году вместо деревянной церкви строится каменный храм, который был закончен уже к сентябрю 1794-го года, когда и произошло его освящение. Каменная церковь была построена благодаря пожертвованию полководца Батезатула, который выделил чистое золото на позолоту иконостаса и величественного купола. Огромный вклад внесла и Анастасия Петровна Дупина, которая в те далекие времена являлась полноправной владелицей главного базара города, носящего название «Благовещенский». Удивительно, но несмотря на многочисленные пожары и постоянные бомбардировки фашистской авиации, некоторые здания Благовещенского базара, построенные еще в конце 1770-х годов, сохранились нетронутыми. После проведенной реставрации в них и по сей день ведется бойкая торговля.
Благовещенская церковь в Харькове из-за большого количества прихожан лишь в 1914-м году получит официальный статус собора. В 19 веке население Харькова стремительно растет, развивается промышленность, в городе одно за другим открываются учебные заведения. В результате этого принято решение о перестройке Благовещенского собора. Зимой 1888-го года у Харьковской городской думы приобретается огромный участок, и архитектор Михаил Ловцов разрабатывает уникальный в своем роде проект православного храма в византийском стиле.
Построить массивное сооружение, которое способно привести в неописуемый восторг любого православного христианина и гостей города из стран Европы, удалось лишь за двадцать лет. Никаких технических трудностей во время строительства не возникало. Такое длительное время понадобилось строителям и зодчим для того, чтобы в мире появился уникальный православный храм, который, по мнению многих авторитетных экспертов, «составляет достойную конкуренцию» храму Василия Блаженного в Москве. Деньги на строительство нового Благовещенского собора в Харькове, в прямом смысле слова, лились рекой. Основные пожертвования выделяли богатейшие люди Харькова и Москвы. В работах приняли участие более 1 000 специалистов из городов Украины и России. По приблизительным данным, церковь построена из более 7 миллионов кирпичей, а ее стоимость исчислялась в полмиллиона рублей (царских, а значит, золотых).
Когда был сдан Свято-Благовещенский собор в Харькове, он вызвал чувство неописуемого восторга даже у самых авторитетных архитекторов. Высота до креста главного купола составляла практически 60 метров, длина церкви – более 70 метров, а высота колокольни вместе с православным крестом составила 80 метров. Благовещенская церковь в Харькове рассчитана на 4 тысячи человек.
Ее не посмели тронуть большевики после Октябрьской революции, хотя есть данные о том, что в нижнем храме они хранили горюче-смазочные материалы. Вплоть до 1940-го года советские власти, несмотря на распространяемый в народе атеизм, позволяли прихожанам заходить в церковь и даже устраивать в ней концерты духовной музыки. В 1930-м году Благовещенский собор все же закрыли, и сделали его своеобразным музеем. Иконостас, выполненный из драгоценного наррского мрамора, не тронули. Сохранились и древнейшие иконы, которые ранее находились в деревянной церкви. Не пострадала и роспись, которая чем-то напоминает мотивы росписи московского храма Христа Спасителя.
В 1943-м году после очередного освобождения Харькова, Благовещенский собор был открыт для прихожан и продолжает функционировать и до наших дней. По какой причине большевики решили открыть храм и по сей день остается загадкой. Наверное, фашистские захватчики были выгнаны из стратегически важного города не без помощи высших сил.
В 1946-м году в Свято-Благовещенский собор передаются чудотворные нетленные мощи единственного в мире сидящего на троне святого - Афанасия Цареградского. В 1654-м году во время одного из путешествий он умер прямо на троне и был захоронен в сидячем положении. В 1662-м году Святой Афанасий явился во сне митрополиту. Практически сразу же были извлечены из-под земли его мощи, которые оказались нетленными. Довольно трудно определить дату, в какой период времени Святой Афанасий Цареградский был причислен к святым.
Неоднократно священнослужителями описывались чудеса, которые являли его нетленные мощи. Увы, трон святителя Афанасия в 1922-м году был разграблен. Дело все в том, что трон был выполнен из чистого серебра и украшен драгоценными камнями. Благодаря стараниям реставраторов, кресло, на котором покоятся мощи Афанасия Цареградского, практически восстановлено.
К слову, чудеса продолжаются и по сей день: одеяние Святого Афанасия и его тапочки в течение двух-трех недель полностью изнашиваются. К его трону ежегодно совершают паломничество тысячи православных христиан и монахов.
Внутреннее убранство Свято-Благовещенского собора в Харькове поражает своим великолепием. После реставрационных работ, во время которых были обновлены росписи, декоративные элементы и алтарь, храм стал настоящим «ограненным бриллиантом» всего православного мира. Кроме нетленных мощей Афанасия Цареградского, сидящего на троне в главном помещении храма, в кафедральном соборе Харькова хранятся мощи Александра Петровского, умершего в 1940-м году, Мелетия Леонтовича, преставившегося в 1840-м году. Кроме этого, совсем недавно в харьковском Благовещенском соборе был захоронен Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим, который прославился своими добрыми делами не только у себя на родине, но и за ее пределами.
Харьковские легенды о Благовещенском соборе
Народная молва место, на котором стоит храм, окрестила «проклятым». Одни говорят, что в древние времена здесь стояла виселица, другие утверждают: когда-то тут было кладбище. Еще одна гипотеза - якобы в этой точке пересекаются сильные энергетические поля, связанные с потусторонним миром. Мол, недаром с этим храмом происходят всяческие неприятности: с его купола падал крест и горела колокольня.
По словам очевидцев и историков, в июле 1974 года грозовой шквал действительно обрушил чугунный крест колокольни собора. Но ничего сверхъестественного в этом нет.
«Когда снесло крест, над городом пронесся сильный ураган. Помню, в нашем университете выбило стекла, а книги тысячами разлетелись по площади», - делится воспоминаниями краевед Сергей Куделко.
Следующее ЧП случилось 2 июня 1997-го - в церкви произошел пожар. По рассказам священнослужителей, в результате поджога сгорела верхняя, наиболее насыщенная архитектурными деталями и украшениями часть колокольни Свято-Благовещенского собора, и рухнул на землю венчавший ее крест. Существовала угроза обвала купола внутрь храма, но огненная масса горящей колокольни упала во двор собора. В июне 1998 года был освящен и воздвигнут новый крест.
«Самая распространенная легенда, что этот собор стоит на плохом, проклятом и излюбленном ведьмами месте. Я бы с такими утверждениями поспорил: это сейчас храм могут поставить где угодно, а в те времена к выбору места подходили очень грамотно», - отметил краевед Михаил Красиков.
По его словам, прежде чем начать строительство даже обычной хаты, а не то что храма, умельцы вначале «испытывали» место. К примеру, пускали в поле коров - там, где они лягут, считалось хорошее место.
«В XVII веке, когда закладывали этот собор, храм не могли построить абы где и абы как. Место однозначно хорошее, просто обросло суевериями», - уверен краевед.
Источник: «Пути-Дороги»