Старый рынок Харькова и Дом трудолюбия для безработных


zertfwzvruo40ks0k.jpg

Элька, а почему ты зарылась в энциклопедиях?

Я готовлюсь к проведению исторической лекции в твоем классе.

1t4pcyf3bj1cgcg0k4.jpg
dyis51kwr9wswco0k4.jpg

А, да! Точно! Я помню, что классный руководитель хотел, чтобы ты у нас провела урок. А что ты будешь рассказывать?

О Конном рынке. Вот, ты знаешь, почему он так называется?

epl92qgt2bwokss40w.jpg
51x4ds22ga04swwswc.jpg

Нет. Но мне уже интересно.

Конный базар в Харькове был основан в 1816 году, когда с Парадной площади (ныне — площадь Руднева), где в то время проходила Крещенская ярмарка, на бывший выгон (сегодня площадь Восстания) перенесли ярмарочную торговлю лошадьми. Это и предопределило название рынка, а площадь стали называть Конной. Тогда же здесь было построено несколько постоялых дворов и складов. Однако даже в середине XIX века площадь представляла собой грязный запыленный выгон, оживлявшийся только во время ярмарок.

«Конный рынок был одним из немногих мест в Харькове, где можно было купить лошадь – рабочую или рысака. В середине 19 века на Конном рынке особенно много продавцов было в базарные дни – пятницу и воскресенье. В то время на базаре можно было купить теленка за 3 р. 50 коп., барашка за 1 руб., поросенка за 40 коп., индейку за 1 руб., гуся за 60 коп., утку за 40 коп, курицу за 25 коп.», - рассказала «ГХ» культуролог Татьяна Босенко.

Выбор нового места для Конного рынка был неслучайным: рядом находился ипподром. В 1879–1882 годах на месте бывших конских бегов вырос завод М. Х. Гельфериха по выпуску сельскохозяйственных машин: паровых и конных молотилок, сеялок, жаток, сноповязалок. Он занимал территорию между переулком Восстания и площадью Восстания — практически ту, на которой ныне разместилась Академия внутренних войск МВД Украины.

Кроме торговых мест во второй половине XIX века на Конном рынке находились: колодец, отлично устроенная харчевня с двумя опрятными залами на двух этажах и хорошей вентиляцией, ресторация Лютикова, хозяин которой славился приготовлением вкусного кваса, а в 1877 году была открыта и гостиница Булатинкова.

Большим подспорьем для дальнейшего развития торговли на Конном рынке стало проведение к нему городского транспорта: в 1883 году прямо от вокзала проложили конную железную дорогу (конку), по которой ходил 1-й маршрут, а в 1885 году было построено ее депо. Всего же в Харькове было три депо (два других размещались на Москалевке и у железнодорожного  вокзала). Депо на Конной площади было самым большим и располагалось за Конным базаром, примерно в районе нынешней автостанции №3. Оно представляло собой обыкновенные сараи для отстоя вагонов, конюшни и склады фуража. Здесь ремонтировали подвижной состав, ковали лошадей, чинили упряжь.

Для руководства и организации движения конных трамваев и решения всех возникающих вопросов было создано Общественное управление конно-железных дорог в Харькове, которое размещалось на Конной площади в доме №4.

В 1895 году началось переустройство Конного рынка. До этого времени торговля шла в той части площади, которая прилегала к Молочной улице (ныне — улица Кирова). С 1895 года торговые места перевели дальше, вглубь площади, к мощеной дороге, пролегавшей к дворовым местам завода сельскохозяйственных машин Гельферих-Саде на Корсиковской улице. В этой же части Конной площади для рынка построили новые лавки на каменном фундаменте, места для которых указала городская управа.

В 1898 году по проекту архитектора Линевича на Конной площади было построено еще одно здание — Дом трудолюбия для безработных. Оно строилось с благородной целью — для ночлежного приюта, но было пожертвовано городскими властями для создания Дома трудолюбия в связи со специальной программой помощи безработным: в 1895 году императрица Александра Федоровна взяла под свое покровительство новый, малоизвестный вид благотворительности, призванный оказать помощь трудоспособному безработному населению. В Харькове инициатором создания Дома трудолюбия стал командир Оренбургского казачьего полка полковник Шпицберг. В задачу этого учреждения входило дать приют и небольшой заработок безработным, в связи с чем в здании располагались столярная, швейная, переплетная, портняжная мастерские, здесь же была открыта контора для найма прислуги.

В первые годы советской власти (вплоть до 1927 года) на площади проводились парады частей Харьковского гарнизона, посвященные революционным  праздникам.

4 июня 1925 года в связи с празднованием двадцатилетия революции 1905 года Конная площадь была переименована в площадь Восстания. С 1936 года она стала называться площадью Декабрьского восстания и возвратилась к этому названию после освобождения города в 1943 году, а согласно списку улиц 1954 года получила свое нынешнее название.

Торговля на Конном базаре никогда не прекращалась. Велась она даже во время оккупации Харькова,  хотя во время боев в 1941 году большинство торговых построек рынка были сожжены и уцелели лишь некоторые из них.

«Цены на рынках Харькова в то время были очень высокие. Например, в феврале 1941 г. килограмм пшеницы стоил 250 украинских карбованцев, картошки – 100 крб., гороха – 250 крб., сахара – 833 крб., сало – 2000 кг. Это при отсутствии доходов у населения или при среднемесячной зарплате 500–600 крб.», - объясняет «ГХ» культуролог Татьяна Босенко.

В 1965 году городские власти приняли решение реконструировать рынок, был утвержден проект — со строительством крытого корпуса для торговых мест. И уже в 1967 году торговый зал на 1000 мест, здание столовой на 50 мест и гостиница «Дом колхозника» на 100 койко-мест (пл. Восстания, 1) были приняты в эксплуатацию.

Перед проведением в Харькове чемпионата Европы по футболу 2012 года рынок был снова реконструирован.