Создатель украинского модерна
Элька, пойдем гулять.
Я занята. Давай попозже.
Нет, давай ты после прогулки будешь готовиться к занятиям. А то погода испортится, и мы никуда вообще не пойдем.
Элька, а чем ты занята?
Я готовлю доклад об архитекторе Василии Кричевском.
Вот и прекрасно, что об архитекторе. Возьми фотоаппарат с собой, и прогуляйтесь с братом. А заодно и пофотографируешь для своего доклада уголки Харькова, которые связаны с именем Кричевского. И отдохнешь, и для доклада материал будет.
История Харькова тесно связана с именем знаменитого живописца, архитектора, создателя нового архитектурного стиля «украинский модерн» Василия Кричевского.
Он родился 12 января 1873 года в селе Ворожба Лебединского уезда на Слобожанщине в многодетной семье фельдшера. В Харьков он приехал 13-летним мальчишкой; учился в железнодорожном училище и уже тогда увлекся архитектурой. Друг отца, врач Томашевский, проведывая однажды заболевшего мальчика, обратил внимание на точность и техническое совершенство нарисованных им копий фасадов и деталей зданий — и показал некоторые из этих работ технику-чертежнику городской управы Курочкину. Тот, оценив талант паренька, стал заказывать ему небольшие проекты домов, которых тогда много строилось на городских окраинах. Вскоре Василий перешел работать помощником к технику-чертежнику городской управы Михаилу Бабкину, который строил в Харькове много частных домов. Михаил Бабкин взял Василия жить к себе домой на полном содержании и систематически поручал ему проекты небольших мещанских домов в застраивавшихся тогда районах Москалевки и Заиковки, платил ему по 20 рублей за каждую работу. Это была по тем временам вполне приличная зарплата. Юный архитектор даже помогал материально родителям, а позже и младшему брату Федору, который учился в Москве и Петербурге. У Бабкина Василий проработал около 12 лет. Но чертежи Бабкин подписывал своим именем, поэтому сейчас очень сложно установить, какие именно из москалевских домиков проектировал Василий Кричевский.
В 1889 году жизнь Василия Кричевского снова изменилась. Его взял к себе техническим помощником талантливый архитектор, настоящий украинский интеллигент, профессор Сергей Загоскин. Как тогда было принято, он поселил Василия у себя и воспитывал вместе со своими сыновьями.
Культурная среда, заинтересованность Загоскина в развитии творческих способностей своего воспитанника, знакомство со многими харьковскими культурными деятелями — все это способствовало развитию природных наклонностей юноши. Он жадно впитывал знания, продолжая учиться и работать у Бабкина. Позже Кричевский назовет Сергея Загоскина не только своим учителем, но и вторым отцом. Так и не окончив ни одного института, Василий Кричевский получил в доме у Загоскина блестящее архитектурное и общее образование.
В конце 1892 года по рекомендации Загоскина перспективный молодой специалист начал свою официальную творческую деятельность как помощник харьковского городского архитектора Альфреда Шпигеля, затем перешел работать в службу путей и сооружений Курско-Харьковско-Азовской железной дороги как помощник инженера Илиодора Илиодоровича Загоскина — брата Сергея Загоскина. Почти одновременно Василий начал работать вечерами у академика архитектуры Алексея Бекетова, а в январе 1898 года полностью перешел на работу к Бекетову и трудился у него около 10 лет. Работая у Алексея Николаевича, он многое перенял у этого выдающегося зодчего. На период, когда Кричевский работал у него, как раз приходится расцвет творчества прославленного академика архитектуры, многие прекрасные здания которого и сейчас украшают Харьков. Бекетов высоко ценил дарование Кричевского, который фактически стал его учеником.
В 1894 году Василий Кричевский женился и построил себе дом на Москалевке, на углу Владимирской и Котляревской улиц. Здесь он жил со своей семьей, растил сыновей и устроил творческую мастерскую. Этот дом цел и сейчас. В 1993 году его внесли в списки памятников истории Харькова.
Талантливый зодчий провел в Харькове почти 21 год — с 1885 по 1906-й, пока не переехал в Киев. По его проектам создано более трехсот зданий, строений, фасадов, каждый из которых несет печать самобытной красоты. В основном это небольшие простые дома, большинство расположены в районах Заиковки и Москалевки. Часть из них сохранилась.
По адресу Сумская, 52, стоит дом, построенный в 1874 году по проекту архитектора Стрижевского для жены подпоручика Красовского. В 1897 году его купил горный инженер, статский советник Авдаков. Он заказал Загоскину и Кричевскому реконструировать дом и приспособить часть его под лечебницу для больных туберкулезом (жена Авдакова была известным врачом-фтизиатром). Дом отнесен к памятникам архитектуры Харькова.
Еще один дом в готическом стиле, по всей вероятности, относится к творчеству Кричевского, хотя документальных данных об этом еще не найдено. Это двухэтажный особняк жены генерал-лейтенанта Радзишевской на углу улиц Маяковского и Мироносицкой (теперь №74).
Все здания Кричевского построены в готическом стиле, который в Харькове использовал только он.
Вклад Василия Кричевского в украинскую культуру многогранен. Его искусствоведческие статьи и рецензии печатались в журналах «Сяйво», «Украина», «Красный путь». В живописи Кричевский выступил как мастер импрессионистской школы. В его пейзажах заметен большой декоративный дар, а модернизм с большим тактом и вкусом сочетается с украинским национальным колоритом. Его пейзажи изображают красоты Полтавщины, Приднепровской Украины, Киева, Канева, Крыма. Как метко заметил один из искусствоведов, всегда можно узнать «благородную кисть Василия Кричевского».
Как график он был пионером украинского книжного искусства, оформил более 70 украинских изданий, в том числе «Иллюстрированную историю Украины» и «Культурно-национальное движение» Михаила Грушевского. Кроме того, Василий Кричевский выполнял проекты государственных гербов, печатей, денежных банкнот, почтовых марок Украинской народной республики, экслибрисы и прочее. Интересно, что дизайн трезубца, разработанный Василием Кричевским весной 1918 году по заказу Михаила Грушевского, принят в нашей стране как Малый Герб, утвержденный Конституцией Украины 1996 году.
Помимо этого в 1907–1910 годах Василий Кричевский создавал декорации и костюмы для украинского театра Садовского, затем для Государственного национального театра, выступив и здесь основателем искусства художественно совершенного исторического оформления украинских театральных представлений. А в 1925–1929 годах Василий Кричевский работал художественным консультантом молодого украинского кинематографа, сотрудничал с Александром Довженко, оформил на Одесской и Киевской киностудиях несколько исторических и бытовых фильмов, ставших классикой мирового кино: «Тарас Шевченко», «Звенигора», «Кармелюк», «Сорочинская ярмарка».
Личная судьба мастера складывалась непросто. В 1918 году при обстреле Киева сгорел дом на Грушевского, на верхнем этаже которого находились квартира и студия (погибло около 300 его картин, проекты многих зданий, научные изыскания об украинском народном творчестве и любовно собиравшиеся автором образцы). Вторично не повезло Кричевскому в 1943 году, когда во время переезда украли сундук с его картинами, проектами зданий и научными работами. Много позже отдельные картины из этого сундука были обнаружены в частных коллекциях в США.
Во время Второй мировой войны Василию Кричевскому пришлось уехать. Сначала во Львов, потом в Париж, к сыну, а затем вместе с семьей — в Венесуэлу, в Каракас. Там он и прожил всю оставшуюся жизнь, но вспоминал об Украине до конца своих дней, рисовал по памяти украинские пейзажи и мечтал вернуться на Родину. А на Родине, в Советском Союзе, его имя старательно вычеркивалось изо всех энциклопедий и из памяти. Даже его ученики не могли упоминать о нем.
Умер мастер 15 ноября 1952 года в Каракасе (Венесуэла), похоронен в городе Баунд Броок, (Нью-Джерси, США).