Как в Харькове появилась авиация
Папа, пойдем посмотрим, как взлетают самолеты?
Тебе очень хочется?!
Конечно. Воздух, штурвал, романтика.
А ты знаешь, что раньше, аэропорт граничил с ипподромом? А решение о его переносе приняли только после катастрофы.
Мало кто знает, что именно в Харькове началась история украинской гражданской авиации.
Харьковский аэропорт был открыт одним из первых в Украине — 26 марта 1923 года. Именно тогда для организации регулярных авиарейсов было создано акционерное общество «Укрвоздухпуть». В мае 1924 года товарищество наладило регулярные пассажирские авиарейсы по маршрутам Харьков–Полтава–Киев и Харьков–Кировоград–Одесса. С 1928 года открылись первые международные авиарейсы из Харькова в Тегеран.
В 30-е годы XX века в Харьковском аэропорту совершали посадку транзитные рейсы из Москвы и Ленинграда в Крым и на Кавказ. Здесь приземлялся крупнейший пассажирский самолет тех лет, шестимоторный гигант П-124, который выполнял рейсы Москва–Харьков – Минеральные Воды.
Изначально аэропорт, или воздушная станция, как называли аэропорты в СССР до 1932 года, делил территорию с ипподромом. Однако 19 мая 1926 года у самолета Комета-III, который вылетел из Харькова, произошла утечка масла. Экипаж решил вернуться — а в момент посадки на ипподроме уже начались скачки. Чтобы избежать столкновения с лошадьми, пилот свернул в сторону. Самолет зацепился крылом за дерево и упал на трибуну. В авиакатастрофе погибли пилот, бортмеханик и два пассажира.
После этого случая был открыт новый аэропорт за поселком Основа, в предвоенные годы служивший промежуточным пунктом для транзитных рейсов из Москвы и Ленинграда на Кавказ и в Крым. За продуктивную работу в 1936 году Харьковский аэропорт получил звание лучшего в Советском Союзе.
За годы Великой Отечественной войны аэропорт на Основе был сильно разрушен: значительно пострадали летное поле, взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки и стоянки для самолетов. Не уцелели ангары и здание аэровокзала.
В 1954 году было построено новое здание аэровокзала. Его возводили по типовому проекту НИИ «Аэропроект». Белоснежный аэровокзал в стиле «сталинской» архитектуры производил впечатление: центральный вход украсили восемь колонн, а крышу здания — башенка, увенчанная золоченым венком; в интерьере щедро использовались лепка и роспись. Первый этаж занимали зал ожидания и буфет; второй этаж был отведен под гостиничные номера и комнату матери и ребенка. На привокзальной площади стояло дополнительное здание с залом ожидания, камерой хранения и билетными кассами.
Из центрального зала пассажиры проходили через внутренний дворик в перронный зал. Здесь они предъявляли билеты и сдавали багаж, проверять который стали только начиная с 1970-го года. Уже в 60-х годах пассажиров к трапу самолетов доставлял специальный транспорт.
В начале 70-х годов услуга ми аэропорта ежегодно пользовались около 600 тысяч пассажиров. К 80-м годам городские микрорайоны вплотную приблизились к территории аэропорта, и было принято решение о постройке нового аэропорта — в Дергачевском районе. Туда же собирались перенести сборочные цеха авиазавода. Планировалось также связать аэропорт с городом скоростной автомагистралью. Но после распада Советского Союза работы остановились.
К началу 80-х годов прошлого века Харьковский аэропорт ежегодно обслуживал около 900 тысяч человек. В 90-х годах открылись международные рейсы в Вену и Ларнаку, а в 1995 году аэропорту «Харьков» был присвоен статус международного.
В преддверии подготовки к чемпионату «Евро-2012» проводились генеральная реконструкция и модернизация харьковского аэропорта. Была построена новая новая взлетно-посадочная полоса, перрон, стоянки для самолетов, авиадиспетчерская вышка и аварийно-спасательная станция; также заменили различные средства для посадки самолетов и обновили светосигнальную систему. Еще здесь функционирует единственная на территории Украины современная система обработки багажа (BHS).